Как использовать круговой поляризационный фильтр для улучшения фото?

«Не поворачивай слишком сильно, если не хочешь испортить фотографию!» – это первое, что мы узнаём о круговых поляризационных фильтрах, когда только знакомимся с ними. Но как понять, где начинается это самое «слишком сильно»? Какую степень поляризации выбрать? Слишком слабая поляризация не приводит к желаемому эффекту, а слишком сильная портит фотографию. Давайте попробуем разобраться.

Первым делом, давайте уясним, что фотолюбители часто заблуждаются насчёт вредности бликов. На самом деле, блики, как правило, не так уж плохи – это не наш враг. Блики даже могут помочь сделать фотографию более выразительной. Они могут помочь раскрыть историю в кадре, например, показывая, что камень мокрый:

Фото мокрых камней без поляризации (слева) и со 100% поляризацией (справа)

Влажные поверхности – это хорошо известная область применения поляризационных фильтров. Вода на скале на изображении выше отражает световые волны, тем самым скрывая поверхность камня под ней. 100-процентная поляризация устранит большую часть бликов, но скала будет выглядеть плоской и скучной.

Вот почему для влажных поверхностей я всегда выбираю такую степень поляризации, которая сохраняет достаточно информации о самой поверхности – в данном случае о скале – но устраняет достаточное количество бликов, скрывающих важные детали изображения.

Круговые поляризаторы также часто используются для придания большей насыщенности небу. Но чрезмерно поляризованное небо может придать вашей композиции визуальный вес. Это может быть хорошо, если небо будет главной частью истории. Но следует учитывать, что в этом случае остальной пейзаж легко может потерять акцент.

закат
Чрезмерно поляризованное небо может сместить визуальный вес элементов композиции

Наконец, когда я использую поляризационный фильтр, я всегда спрашиваю себя, какой уровень поляризации лучше всего раскрывает историю, которую я хочу рассказать на фото. Этот простой вопрос может сделать ваше фото гораздо лучше.