Hollyland LARK MAX – беспроводная микрофонная система без компромиссов

Hollyland LARK MAX – беспроводная микрофонная система без компромиссов

Так как я увлекаюсь записью интервью, я обожаю микрофонные радиосистемы. Не такдавно я проводил большойтест беспроводного комплекта Hollyland LARK M1 Duo, система вызвала у менядвоякие эмоции – классная продуманная эргономика, отличный звук и вместе с темурезанный функционал, которого явно недостаточно для профессиональной работы.“Хорошо, вот тебе функционал”, – сказали разработчики компании Hollylandи прислали на обзор флагманскую модель Hollyland LARKMAX, которая является новинкой и прямым конкурентом RØDE WGII. Отлично,вызов принят! В этом обзоре я постараюсь рассмотреть и проверить на практике всефункции этого любопытного комплекта микрофонов.

Hollyland LARK MAX

Наверняка, все уже устали от длинных вступлений, в которых рассказывается,насколько удобно иметь микрофон без проводов и как замечательна двухканальнаясистема для записи двух собеседников. Мне, например, наскучили в том числе и моисобственные подобные рассуждения, поэтому лучше сразу приступить к делу.

А дело я предлагаю начать с комплекта, так как, во-первых, всегда интересно, чтоже там в коробочке, а, во-вторых, комплектация напрямую влияет и на эргономику,и непосредственно на работу с тем или иным прибором. LARK MAX полностьюоправдывает своё название – мне прислали максимальный комплект DUO, в которомимеется всё необходимое для работы. Hollyland – молодцы! Судите сами:

Комплект Hollyland LARK MAX

Что в комплекте?

  • Удобная жёсткая сумка на молнии с карманом для всех проводов
  • Зарядный кейс для приёмника и двух передатчиков
  • Один приёмник
  • Два передатчика
  • Две мохнатые ветрозащиты
  • Два магнита, их на фото не видно, они прикреплены на “башмаки” передатчиков
  • Витой аудиокабель 3,5 мм TRS–TRS, длина около 40 см
  • Витой аудиокабель 3,5 мм TRS–TRRS, длина около 40 см
  • Кабель USB-A – USB-C, длина 1 м, штекеры прямые
  • Кабель USB-С – Lightning, длина 35 см, штекер USB-С Г-образный
  • Кабель USB-C – USB-C, длина 35 см, один штекер USB-С Г-образный
  • Краткая инструкция

Сумка очень удобная – не большая, но и не маленькая, внутри мягкая ткань, в неёпомещается зарядный кейс, а в верхнее отделение можно аккуратно уложить всекабели и обе ветрозащиты, правда, свободного места уже не останется. Карманотделён от основного отсека специальным демпфером, так что кейс не царапаетсямолнией, внешняя молния выполнена водонепроницаемой. Конечно, сумка это далеконе главное в микрофонной системе, однако в повседневной работе именно такиемелочи радуют, позволяя ничего не забыть, держать всё под контролем и побольшедумать о сценарии и съёмках.

Удобная сумка на молнии

Все провода очень качественные. Кабели USB имеют плоское сечение с приятной наощупь прорезиненной поверхностью, их можно аккуратно свернуть, придав компактныеразмеры и спрятать в верхний карман сумки, мало того, в комплекте для этой целипредусмотрены специальные фиксирующие резиночки! Витые аудиокабели сравнительнотонкие, они способны растягиваться при необходимости примерно до 40 см.

Для начала – немного цифр

Частота дискретизации – 48 kHz 24 бит, отношение сигнал/шум 70 дБ, максимальноезвуковое давление 128 дБ. В передатчики встроены высокочувствительныевсенаправленные микрофоны, есть возможность подключить внешние петличныемикрофоны при помощи джека 3,5 мм. Внешних петличек в комплекте нет.

Органы управления, тачскрин

Цветной сенсорный экран LARK MAX AMOLED позволяет настраивать параметрыпередатчика и обеспечивает визуальный контроль уровня звука в режиме реальноговремени, а также заряда аккумулятора, включения и отключения различных функций.

Экран с функцией тача, по умолчанию он отображает уровни сигнала каждогопередатчика

Так как экранчик обладает функцией тача, то из физических органов управлениянастройками у нас имеется только одна крутилка, она же служит кнопкой вызоваменю, если на неё нажать. Справа кружок является частью экрана, он работает каккнопка “домой”, или “назад”. Меню очень наглядное и понятное, к тому же экранчикцветной и яркий; разобравшись один раз, системой управлять очень удобно.

Радиосистема включается автоматически, если все устройства достать из кейса.Однако каждое из них можно принудительно выключить, для этого служит специальнаяфизическая кнопка включения/выключения на корпусе каждого устройства, необходимодолгое нажатие на неё примерно около 3 секунд.

Из приятных мелочей хочется отметить ощутимый щелчок, которым сопровождаетсяподключение витого кабеля с мини-джеками 3,5 мм, – нужно вставить штекер в порти уверенно нажать на него, не слишком сильно, с весьма комфортным усилием. Этопозволяет быть уверенным, что сигнал будет стабильный. Работать с камерами Sonyоказалось очень удобно, и c ZV-E10, и с ZV-E1, так как на камерах порт дляподключения микрофона располагается слева, около “холодного башмака”, и выход3,5 мм на передатчике также слева, это демонстрирует фото выше, – проводасовершенно не мешают.

Магнитный держатель

Магнитный держатель – удобно. Скажем не так. Магнитный держатель – чрезвычайноудобно! Особенно это актуально для женской одежды, так как очень частоприходилось сталкиваться с ситуацией, когда было проблематично закрепитьпередатчик без ущерба для внешнего вида собеседницы. Магнитное креплениепозволяет это сделать за пару секунд, при этом на одежде не будет образовыватьсянеэстетичных складок, которые создаёт прищепка-клипса.

Магнитный держатель в деле При использовании клипсы одежда может помяться

В комплекте нет приёмной пластины, которую нужно спрятать под одежду, для этихцелей можно использовать любую металлическую плоскую пластину, например, шайбудиаметром около 2 см.

Так или иначе, магнитные держатели работают, и держат они чрезвычайно уверенно.Конечно, если активно размахивать руками, передатчик на магните можно сбить сосвоего места, уронив его на пол, однако если вести себя более спокойно,передатчик останется на установленном месте и никуда не денется. Судя по всему,магнитный держатель является одной из тех функций, которая была добавлена попросьбам пользователей. В ходе тестирования магнитный держатель мне настолькопонравится, что я забыл про клипсу и пользовался только им.

Шумоподавление ENC

Комплект LARK MAX использует технологию снижения шума ENC (Environmental NoiseCancellation), что можно перевести как “Снижение окружающего шума”, аналогкоторой мы уже тестировали в модели LARK M1 Duo. Функцию можно включить на любомиз передатчиков, для этого служит специальная продолговатая кнопка на корпусе,также эту функцию можно включить в меню приёмника. Функция ENC включаетсяодновременно для двух передатчиков.

Кнопка включения функции снижения шума ENC, продолговатая, слева

При включении системы ENC светодиоды на корпусе передатчиков будут горетьсветло-зелёным, в то время как при выключении – синим цветом. Одновременно сэтим на экране приёмника появится иконка “ёлочка”, если можно так её назвать.

Кнопка включения функции снижения шума ENC в меню приёмника

Система ENC комплекта LARK MAX работает очень деликатно – не оказываясущественного влияния на звучание голоса, она снижает уровень шума в паузах,можно сказать, что в паузах она работает наподобие “гейта”, убирая посторонниесигналы в ноль, причём именно в ноль, этот факт можно легко заметить в моихпримерах. Разница в звучании голоса заметна, особенно в наушниках, если слушатьоба фрагмента “в склейку”, быстро переключаясь с одного на другой. Однако еслислушать два трека один за другим, эта разница еле уловима, трек с ENC звучитболее “сжатым” и более читаемым. Дома, в спокойной обстановке, эта функцияпоможет избавиться от шума вентиляторов компьютера, громкого телевизора соседейза стеной или шума улицы за окном.

Шум ветра

Для нивелирования неприятного эффекта от шума ветра ещё ничего лучшего не былопридумано, чем мохнатая ветрозащита. Их в комплекте две, и для работы на пленэренеобходимо их всегда иметь с собой. Я заметил, что с ветрозащитой звук выходитчуть более глухой, она слегка срезает верхние частоты, в то время как снижаетэффект задувания потоков воздуха в микрофон, к тому же хорошо отрабатывает отвзрывных согласных и громкого смеха.

Передатчики с ветрозащитой

Ветрозащита не имеет байонетного крепления, только основание из резины илипрорезиненного пластика, она достаточно плотно надевается на передатчик и крепкодержится на своём месте. Для записи на улице ветрозащита необходима в 100%случаев.

В моём тесте я привёл сравнение фрагментов записи голоса на улице с ветрозащитойи без, а также тест записи звуков окружающей природы, без голоса, в стерео.

Что лучше – ENC или ветрозащита?

Система шумоподавления ENC и ветрозащита служат примерно для одной и той же цели– отделить голос спикера от нежелательного внешнего шума, однако на деле онирешают разные задачи, и одно решение не в полной мере может заменить другое.Ветрозащита благодаря искусственным волоскам снижает неприятный эффект отзадувания ветра в микрофон, лишь в небольшой степени оказывая влияние на верхниечастоты записи голоса, окружающий шум при этом будет записан как есть. СистемаENC, с другой стороны, представляет собой цифровую обработку сигнала в реальномвремени при помощи DSP-процессора, встроенного в прибор, она работает созвуковой волной, внося частотные коррективы, отделяя таким образом полезныйсигнала от нежелательных, в том числе и в какой-то степени от шума ветра,особенно в паузах.

Вывод можно сделать такой – на пленэре всегда используем мохнатую ветрозащиту, асистему ENC задействуем в шумных местах, где это необходимо. При сильном ветреможно задействовать оба инструмента. Постоянно включать функцию ENC смысла нет,ведь она в большей или меньшей степени вносит изменения в частотныехарактеристики звука, причём вносит невозвратимо. В помещении использованиеветрозащиты в большинстве случаев не имеет смысла, возможно, как некий срезвысоких частот, если это необходимо. Всё это является творческой задачейоператора.

В архиве с примерами я приложил сравнение работы на пленэре мохнатой ветрозащитыи системы ENC в одном файле.

Режимы работы

Про режимы работы сказать можно коротко – их всего три: моно, стерео и резервныйканал (Safety Track). Все, кто работал с различными радиосистемами, прекраснопонимают, как устроены все эти режимы, для новичков можно отметить, что моноследует выбрать в том случае, если запись ведётся только на один передатчик, таккак в этом случае с одной дорожкой удобнее работать на монтаже. Стерео – во всехслучаях, когда используется два передатчика, за исключением записей, когдаоператору по каким-то причинам необходимо иметь оба сигнала в одном треке.

Режимы работы

Если задействовать третий режим, Safety Track, радиосистема создаст стерео-файл,на левый канал которого будет записан общий сигнал с двух передатчиков, направый – аналогичный сигнал, записанный с уровнем -6dB, то есть значительнотише. При этом в меню приёмника мы будем регулировать уровень усиления некаждого передатчика по отдельности, а уровень левого канала стереофайла SafetyTrack. Это будет непросто для понимания новичку, так как с первого раза непросторазобраться, какой сигнал куда записывается, и что мы регулируем в меню вовсе настепень снижения уровня, а уровень громкого, левого канала стерео файла, в товремя как второй, правый канал, система при этом создаёт автоматически. В архивес примерами я приложил демонстрацию работы этой функции.

Встроенный эквалайзер

В приёмнике предусмотрен эквалайзер, который имеет 3 фиксированных значения:

  • Hi-Fi, установлен по умолчанию
  • LowCut, обрезка низких частот
  • Vocal Boost

Эквалайзер

Я попробовал задействовать эквалайзер, однако пришёл к выводу, что длябольшинства ситуаций значение по умолчанию (Hi-Fi) меня полностью устраивает, ирешил оставить его.

Встроенный рекордер

Для чего может быть полезен встроенный в передатчик рекордер? Это вопросисключительно личных предпочтений, каждый оператор сам выстраивает собственныйалгоритм работы со звуком. Однако бывают ситуации, когда съёмки чрезвычайноважные и ответственные, и наличие ещё одного аудиоканала, да ещё в несжатомформате WAV, может пригодиться на монтаже.

В каждом передатчике предусмотрены аудиорекордер и 8 Гб встроенной памяти, чегохватит для 14 часов записи аудио в несжатые файлы WAV. Записанный материал послесъёмок можно переписать на компьютер при помощи USB-C, компьютер распознаётпередатчик как флешку.

Отформатировать накопители можно из меню приёмника

Отформатировать накопители можно из меню приёмника, причём независимо друг отдруга. Эта функция спрятана далеко в настройках, чтобы пользователь случайно нестёр важные файлы; чувствуется забота разработчиков, подобные мелочи всегдарадуют.

Чтобы начать запись, нужно один раз коротко нажать кнопку «REC» на боковой гранипередатчика, о процессе записи сигнализирует небольшой красный светодиод,расположенный под кнопкой.

Тест показал, что при прочих равных запись на встроенный в передатчик рекордерпроисходит с существенно более низким уровнем, на монтаже приходитсянормализовать трек.

Можно ли запустить/остановить запись удалённо?

Да! Можно запустить запись при помощи сенсорного меню приёмника, что оченьудобно, когда за звукозапись отвечает оператор, а не актёры или ведущий. Болеетого, имеется функция автостарта записи при активации устройства. Использоватьэтот функционал или нет – опять же творческое решение каждого оператора.

Замечание: при начальной настройке передатчика в меню необходимо указать вернуюдату и время, это пригодится как раз для работы с записанными в памятьпередатчика файлами, так их потом проще искать.

Можно ли задействовать внешнюю петличку

Да, каждый передатчик оснащён интерфейсов 3,5 мм мини-джек для подключениявнешней петлички. Обратите внимание, что петличных микрофонов в комплекте нет,пользователю придётся приобрести петличку дополнительно.

LARK MAX и петличный микрофон одной китайской компании

У меня в арсенале имеется петличный микрофон, у блогеров он очень популяренблагодаря низкой стоимости и неплохому качеству. Скажу больше – до того, как яприобрёл мою первую радиосистему несколько лет назад, я постоянно пользовалсяэтим петличным микрофоном.

Как правило, петличный микрофон используют в тех случаях, когда хотятмаксимально убрать из кадра все отвлекающие элементы, и маленькая незаметнаяпетличка отлично выполняют эту функцию – она не видна на одежде. Однако в связкес LARK MAX использование внешней петлички практически не имеет смысла, так как:

  • Передатчик LARK MAX очень компактный и лёгкий
  • Логотип компании Hollyland на передатчике выполнен небольшого размера и неособо привлекает к себе внимание в кадре
  • Качество встроенного микрофона в LARK MAX не вызывает никаких сомнений,разницы в звуке с моей петличкой практически нет, её можно заметить толькослушая треки “в склейку”
  • Наличие магнитного держателя решает все вопросы с удобным расположениемпередатчика на одежде

Можно сделать вывод, что интерфейс 3,5 мм здесь предусмотрен исключительно дляпрофессиональных случаев, когда оператору по каким-то причинам необходимоиспользовать свою внешнюю петличку – в связке с LARK MAX он сможет это сделать.Для большинства случаев создателям контента будет достаточно встроенногомикрофона.

Можно ли записывать музыкальные инструменты

Разумеется, подобные беспроводные микрофонные комплекты служат в первую очередьдля записи речи – блоги, репортажи, интервью, подкасты, озвучки и так далее.Музыкальное выступление можно записать для “разбора полётов” или простенькойдемо-записи, в то время как для профессиональной записи служат другие микрофоныи приборы.

Записываем музыкальное выступление

Мы провели тест записи двух музыкантов – гитара + вокал и перкуссия в обычнойквартире, закрепив передатчики на микрофонные стойки по бокам от музыкантов,получив таким образом стерео. Разумеется, в меню приёмника необходимо включитьрежим стерео записи. Запись велась в камеру Sony ZV-E10, см. фото выше.Результат нас очень порадовал! Звук достаточно чистый, все частоты на месте, всёчитается, нет никакого перегруза, такую запись вполне можно слушать какрепетиционную. Если полученное качество устраивает, никто не мешает такимобразом провести стрим, что мы с коллегами и сделали.

Внимание! Важное замечание по поводу записи музыкальныхинструментов: в записывающем устройстве, будь то камера, рекордер, смартфон ит.д. в обязательном порядке необходимо включить ручное управление усилениемсигнала, если такая функция имеется, и настроить достаточный, но не максимальныйуровень записи. Если оставить автоматическую регулировку уровня записи, звукнеминуемо будет “плавать”, постоянно изменяя уровень, также неминуемы “клипы”,то есть перегруз сигнала при громких ударах, например в барабан. Надеюсь, длямузыкантов не будет проблемой настроить на слух приемлемый уровень записи.

Пример записи музыкального выступления можно найти по ссылке в конце статьи вархиве со всеми другими примерами.

Может ли служить звуковой картой для компьютера

Да. Комплект LARK MAX поддерживает стандарт USB Audio Class (UAC), приёмникспособен работать в связке с компьютером в качестве звуковой карты, отправляяоцифрованный сигнал по USB в рабочую станцию. В качестве DAW (цифровой рабочейстанции) я использую Adobe Audition, точно так же можно отправить звук в AdobePremiere или в любую другую программу, согласно предпочтениям оператора.Устройство определяется как “Wireless Microphone Rx”. Усиление на каждомпередатчике необходимо поднять до отметки 6-7 единиц.

Скриншот работы с компьютером в Adobe Audition – записываем каждыйпередатчик на свою дорожку

При работе в качестве звуковой карты необходимо поднять усиление на каждомпередатчике до отметки 6-7 единиц

У тех, кто впервые читает мои обзоры, может возникнуть недоумение по поводу моейрадости от того факта, что приёмник является аудиоинтерфейсом. Если коротко, тоосновных причин две:

  1. Качественный АЦП. АЦП (аналого-цифровой преобразователь)многих камер, с которыми удалось поработать, не способен выдавать качествоспециализированного профессионального прибора. К тому же не все камеры позволяютрегулировать уровень записи вручную.
  2. Визуальный контроль. Имеется визуальный контроль за“волной” звука в рабочей станции, к тому же записанные аудиофайлы сразуоказываются в нужной папке в несжатом формате WAV, очень удобно. А при озвучкевидео, например в Adobe Premiere, – сразу на таймлайне, синхронизированные соснятым ранее видеорядом.

Короткое замечание: АЦП в передатчиках для функции внутренней записи звука и АЦПв приёмнике независимы друг от друга и служат для различных целей. Еслиподключить к компьютеру передатчик по Type-C, он будет виден в системе какобычная флешка, таким образом мы можем переписать записанные ранее звуковыефайлы. Разумеется, в качестве звуковой карты способен выступать только приёмникLARK MAX.

Можно ли подключить к звуковой карте

Как я уже не раз отмечал в своих статьях про различные звуковые приборы, мнепроще аудиоинтерфейс называть “звуковая карта”, так как само по себеслово “аудиоинтерфейс” сложное, к тому же словосочетание“аудиоинтерфейс оснащён интерфейсами”, читается как-то непросто.

Несмотря на то, что сам приёмник LARK MAX способен выступать в роли звуковойкарты для компьютера при подключении по USB-C, может возникнуть ситуация, когданеобходимо задействовать радиосистему одновременно с другими микрофонами,например, для записи интервью, подкаста или стрима с несколькими участниками. Вэтом случае в качестве звуковой карты уже будет выступать профессиональныймногоканальный прибор, а LARK MAX мы будем подключать в него при помощиаудиовыхода 3,5 мм. То же можно сказать про использование многоканальногомикшерного пульта, в который будет собираться звук со многих источников, послечего с выхода пульта сведённый сигнал, “мастер”, посылаться в звуковую картукомпьютера или на усилитель с колонками для воспроизведения.

LARK MAX в связке с DGNOG UC22, подключение при помощи джеков

Моя профессиональная 4-канальная звуковая карта Steinberg U44C сейчас трудится встудии звукозаписи, которую мы открыли с коллегами, а для домашних целей иразличных тестов я использую простенькую 2-канальную звуковую карту DGNOG UC22,иногда в интернет-магазинах её можно встретить под названием FREEBOSS UC22, иLARK MAX я проверил в деле именно в связке с UC22. Драйвер Asio4all, 48kHz24bit.

К моей звуковой карте приёмник LARK MAX можно подключить двумя способами: либокабелем стерео мини-джек 3.5 мм – два “больших” моно джека 6,35 мм, либо кабелемстерео мини-джек 3,5 мм – два моно XLR, оба эти кабеля придётся докупитьотдельно, причём кабель с двумя XLR довольно редкий. Разумеется, никакогофантомного питания не требуется, его необходимо отключить.

Как регулировать уровень усиления? На приёмнике LARK MAX я установил уровеньусиления на 6-7 единиц, уровни гейна на звуковой карте на 12 часов, см. фотовыше. Разумеется, при желании можно сделать обратное – слегка снизить уровеньсигнала на приёмнике до 2-3 единиц, и прибавить гейн на звуковой карте до 2-3часов, необходимо сделать тестовые записи и выбрать правильный баланс.

В случае с использованием звуковой карты UС22 нет никакой разницы в качествезвука при подключении кабелем XLR или джек, с другими устройствами можетнаблюдаться другая картина. Звук можно записывать как в моно, с двухпередатчиков на одну дорожку, так и в стерео, с каждого передатчика на своюдорожку, запас по гейну достаточный. Кстати, обратите внимание – я закрепилприёмник при помощи магнита, который позаимствовал у передатчика; этот магниточень сильный, и можно случайно поцарапать корпус звуковой карты, будьтевнимательнее.

В архиве с примерами я привёл фрагмент работы LARK MAX со звуковой картой.

Можно ли подключить к смартфону

Как всем известно, моделей смартфонов великое множество, а если добавить к нимразличные планшеты, то вполне можно запутаться. Однако, обобщая, все этиустройства можно разделить на три лагеря: 1) iPhone с интерфейсом Lightning, 2)Android с интерфейсом 3.5 мм и 3) Android без интерфейса 3.5 мм, а только сType-C. Радиосистему LARK MAX можно подключить ко всем трём типам устройств, дляэтого служат комплектные кабели: USB-C на Lightning, 3,5 мм TRS на 3,5 мм TRRS иUSB-C на USB-C, соответственно.

Подключение к смартфону

Мой смартфон оснащён интерфейсом 3,5 мм, и я использовал этот метод подключения,записывая на диктофон свой голос. При прочих равных запись на смартфонпроизводится со значительно более низким уровнем, в периёмнике приходитсяподнимать уровень сигнала до +6 единиц, плюс к тому на монтаже приходитсянормализовать трек. Тем не менее, качество записи порадовало.

Производитель заявляет полезную функцию мониторинга в реальном времени – втеории можно использовать динамик смартфона для контроля звука без необходимостиотключать приёмник и останавливать запись. Это включается, как ни странно, вменю приёмника, однако в связке с моим не самым современным смартфоном этуфункцию заставить работать не удалось.

Питание

Заявленное время автономной работы передатчиков составляет 7,5 часов, приёмника– 9 часов. А благодаря зарядному кейсу, который служит повербанком длякомплекта, можно работать вдали от розетки 22 часа, полностью зарядив все триустройства два раза. При подключении к компьютеру по Type-C приёмник будетодновременно заряжаться и работать в качестве аудиоинтерфейса.

Зарядный кейс

Зарядный кейс – удобнейшая вещь. Есть одно “но” – работая с ним, теряешьбдительность, так как создаётся ощущение какого-то неиссякаемого запаса энергии,и нужно хотя бы иногда вспоминать о том, что и зарядному кейсу тоже требуетсязарядка. Хорошо, что экранчик приёмника отображает наиболее полную информацию опитании, какую только можно только придумать, это демонстрирует фото выше.Материал корпуса зарядного кейса очень приятный на ощупь, поверхностьпрорезинена, вернее сказать, на пластмассу нанесли какое-то шершавое покрытие,похожее на резину; на нижней грани предусмотрены резиновые ножки.

Дальность действия

Тест дальности действия LARK MAX я решил привести в самом конце тестирования,однако в ряде случаев этот параметр является важным и “звукообразующим”, еслиможно так выразиться. Производитель заявляет дальность действия 250 м, чего втеории должно хватить для любых ситуаций съёмки. Цифра немаленькая, и былоинтересно проверить её на практике. Скажу сразу – долгие и нудные тестыпроводить смысла нет, проверим только самые важные моменты. Расстояние, какобычно, я отмерял шагами, условно считая один шаг за один метр.

Тест дальности действия

  • 3 м от камеры – начнём с классического для стендапарасстояния, звук отличный, никто в этом и не сомневался :)
  • 10 м от камеры – звук отличный, я поворачивался к камереспиной, звук не пропадал.
  • 20 м от камеры – звук отличный, однако если повернутьсяспиной, звук прерывается.
  • 30, 40, 50 м и далее до 130 м – повернувшись лицом ккамере, звук отличный, как будто я нахожусь рядом с камерой, повернувшись спиной– звука нет.
  • После 130 м начались прерывания звука.
  • Отметка 150 м – звука практически не было.

Изображения ниже иллюстрируют основные отсечки:

Подводя итог тестированию дальности действия радиосистемы, можно сделать вывод,что для большинства ситуаций съёмки дальности хватает с запасом. Для техслучаев, когда блогеру необходимо записать свой голос, выполняя какие-тодействия на расстоянии от камеры дальше 10 м, желательно включить внутреннююзапись в передатчик, такая возможность здесь имеется, и это как раз тот случай,когда не только можно, но и нужно ей воспользоваться.

Выводы

Что понравилось

Бытует мнение, что новичкам нужно сперва приобрести что-нибудь простенькое инедорогое, после чего уже “дорасти” до профессиональной модели. Однако привыборе радиосистемы я бы рекомендовал сразу приобрести максимальный комплект,чтобы начинать снимать ролики с хорошим качественным звуком, используя всепреимущества такого комплекта, как LARK MAX. А для творческого роста ввидеопродакшн есть очень много других направлений, это касается как “железа”,так и навыков режиссёра, продюсера и оператора.

Чувствуется, что инженеры Hollyland внимательно изучали тесты и обзоры, собираяпожелания пользователей, и наверняка проверяли каждый найденный недочёт илипожелание всем коллективом. Недаром новый комплект получил название MAX, здесьпроработана буквально каждая деталь. Комплект полностью отвечает поставленнымперед ним задачам.

Что можно было бы доработать

Как я ни старался, в работе самой радиосистемы я не смог найти каких-тонедостатков, и может показаться странным, что на протяжении всего текста статьия перечисляю практически только одни плюсы, ведь должны же быть и минусы.

  • Единственный реальный недочёт – хотелось бы видеть в комплекте два внешнихпетличных микрофона.
  • Кнопка включения ENC на передатчике работает несколько странно, она невсегда срабатывает с первого раза, к ней нужно привыкнуть – кнопке нравитсяуверенное быстрое, но неторопливое нажатие. Этот момент, кстати, можнообнаружить в моих тестовых аудио – функция не всегда включалась с первого раза.
  • Рекомендация из практики – уровень усиления каждого из передатчиковнастраивается в меню немного мудрёно, хотелось бы это управление иметь болеепростым и понятным.
  • Светодиод около кнопки старта/стопа записи, который сигнализирует о том, чтоидёт запись на внутреннюю память передатчика, очень маленький, его сложноразглядеть. Было бы удобнее иметь его таких же размеров, как основной светодиод.

Примеры записи звука

  1. Центр города, запись голоса на набережной с ветрозащитой и без, Sony ZV-E10
  2. Центр города, тест дальности действия радиосистемы в центре города нанабережной, Sony ZV-E10
  3. Парк, запись голоса на встроенный микрофон с ветрозащитой, Sony ZV-E10
  4. Парк, сравнение работы ветрозащиты и функции ENC без ветрозащиты,Sony-ZV-E10
  5. Парк, запись голоса на встроенный рекордер передатчика
  6. Парк, аналог записи голоса на встроенный рекордер передатчика, ноодновременно записанный на Sony ZV-E10
  7. Парк, звуки природы, стерео, мохнатая ветрозащита, Sony ZV-E10
  8. Парк, внешняя петличка с мохнатой ветрозащитой, Sony ZV-E10
  9. Парк, запись на диктофон смартфона
  10. Дома, работа приёмника в качестве аудиоинтерфейса, пишем голос в компьютер
  11. Дома, тест системы ENC при работе приёмника в качестве аудиоинтерфейса,пишем голос в компьютер
  12. Дома, пишем в звуковую карту DgNoG uc22, два передатчика, стерео
  13. Дома, передатчик выше головы вне кадра, пишем в звуковую карту DgNoG uc22,моно
  14. Дома, демонстрация работы режима Safety Track, пишем в DgNoG uc22, стерео
  15. Студия, пример записи женского голоса в помещении без ветрозащиты
  16. Студия, музыка, Guru Ved_An, “Река”, фрагмент, стерео

Архив с файлами примеров можно скачать по ссылке, zip, 379 Mb.

Технические характеристики LARK MAX

  • Направленность микрофона: всенаправленный
  • Отношение сигнал/шум (SNR): 70 дБ
  • Рабочая частота: 2400 – 2483,5 МГц
  • Динамический входной диапазон: 98 – 106 дБ
  • Тип аккумулятора: литий-полимерный аккумулятор (LIPO-ROHS)
  • Внутренняя запись: 8 Гб, 14 часов, формат записи: 48 кГц/24 бит, WAV безпотерь
  • Максимальный уровень звукового давления: до 128 dB SPL
  • EIRP (эквивалентная изотропно-излучаемая мощность): ≤ 20 дБм
  • Ёмкость аккумулятора: передатчик: 300 мАч, приёмник: 490 мАч, зарядный кейс:2800 мАч
  • Напряжение аккумулятора: 3,87 В
  • Заряд аккумулятора: 1,161 Втч, время зарядки около 2 ч
  • Срок службы аккумулятора, передатчик: 7,5 ч, приёмник: 9 ч
  • Размеры, передатчик: 49×30×20 мм, приёмник: 58×41×23 мм, зарядный кейс:115×46×63 мм
  • Максимальная ёмкость зарядки: полная зарядка 2 передатчика и 1 приёмникапримерно дважды
  • Вес: передатчик 33 г, приёмник: около 60 г, зарядный кейс: около 202 г

Благодарности

Автор благодарит Андрея Ведерникова Guru Ved_An за неоценимуюпомощь в работе над обзором. Музыку Андрея можно послушать в его группе ВК.

Актуальную цену на комплекты можно посмотреть в магазине Fotorange. Цена в России за комплект DUO –23500 рублей.

Мировые цены составят:

  • Hollyland LARK MAX DUO: $300
  • Hollyland LARK MAX Solo: $200

Источник: photowebexpo.ru