Свет — краеугольный камень фотографии. Понимание того, как работает тот или иной вид освещения, поможет вам создать или найти лучший свет для вашей фотографии.

Фотографы, работающие в студии изучают свет, чтобы научиться точнее управлять им. Те же, кто снимает на открытом воздухе тренируются различать различные типы естественного освещения, чтобы спланировать свою съёмку и максимально эффективно использовать естественный свет.

Солнце — основной источник света при съемке на открытом воздухе

В этой статье мы рассмотрим 12 фактов об освещении в фотографии, охватывающих его основы. Дочитав статью до конца вы поймете, как использовать то или иное освещение в фотографии, чтобы делать лучшие снимки.

Нет «хорошего» или «плохого» света, просто решите, какой подходит вам

Несмотря на то, что многие могут утверждать обратное, не существует таких понятий, как «хороший» или «плохой» свет. Есть только свет. Это может быть тот тип света, который вам нужен. Или у света может быть характеристика, которая вам не нравится.

Сам свет такой, какой он есть. Вы сами решаете, подходит он для вашей фотографии или нет. Взглянув на сцену, вы можете решить, что освещение в ней — не совсем то, что вам нужно. Но другой фотограф может найти тот же свет завораживающим.

Одним нравятся блики в кадре, другие - всячески стараются их избежать
Одним нравятся блики в кадре, другие — всячески стараются их избежать

Усвойте разницу между естественным и искусственным освещением, но относитесь к ним одинаково

Фотографы различают естественный и искусственные источники света. Солнце — наиболее очевидный естественный источник света. С ним работают фотографы-пейзажисты, фотографы снимающие дикую природу и путешествия. К этой же группе можно отнести и фотографов-портретистов, предпочитающих естественное освещение, и использующих минимум вспышек или не использующих их вовсе.

Источником же искусственного освещения может быть что угодно — студийные осветительные приборы, вспышки, обычные бытовые лампы и т.д.

Но весь фокус в том, что свет ведёт себя одинаково независимо от того, каков его источник. Так что относитесь ко всем видам света одинаково — поняв основные принципы взаимодействия с одним типом света, можно применять их и к любому другому.

Весь фокус в том, что свет ведёт себя одинаково независимо от того, каков его источник
Весь фокус в том, что свет ведёт себя одинаково независимо от того, каков его источник

Используйте мягкий или жёсткий свет в зависимости от того, какой результат хотите получить

Свет бывает жёстким или мягким. Проще всего тип освещения определяется по теням, которые оно создаёт. Жёсткий свет создает тени с резкими границами. Тени от мягкого света более размытые с плавным переходом (иногда их даже бывает сложно заметить с первого раза).

Фотографы-портретисты обычно предпочитают мягкий свет, потому что он более приятен для глаза зрителя. Его можно создать, отражая свет с помощью отражателя или рассеивателя.

Фотографы, снимающие на открытом воздухе, предпочитают мягкий утренний или вечерний свет. В полдень свет обычно жёсткий, дающий резкие тени. Но если день пасмурный, то мягкий свет можно получить и днём — облака будут выступать в качестве естественного рассеивателя.

Жесткий свет дает четкую линию и тень
Жесткий свет даёт чёткую границу и резкую тень

Используйте боковое освещение, чтобы подчеркнуть текстуру и объём

Источник света, расположенный слева или справа от объекта съёмки, подчеркнёт текстуру его поверхности. Это называется боковым освещением. При таком типе освещения текстура, благодаря отбрасываемым теням, становится лучше видимой.

Многие фотографы-портретисты избегают этого типа освещения, потому что он показывает текстуру кожи и может подчеркнуть её изъяны: морщины или прыщи. Но при фотосъёмке спортсменов боковое освещение используется намеренно, чтобы показать контуры мышц.

Хотите передать текстуру? Используйте боковое освещение

Тени, создаваемые боковым светом, увеличивают драматичность и добавляют сцене большей глубины. Вы можете решить, уместны они на вашем фото или нет. Чаще всего самыми нежелательными теням бывают длинные тени под глазами и носом.

Используйте фронтальное освещение, чтобы сгладить сцену

Крупный источник света, расположенный перед моделью, избавляет от большинства теней. Чем меньше теней — тем меньше на фото глубины и объёма. Изображение становится “плоским”.

Это, кстати, одна из причин, по которой фотографы-портретисты предпочитают выносное освещение вместо накамерной вспышки. Накамерная вспышка, сработавшая “в лоб”, создает слишком интенсивный и резкий свет.

Фронтальное освещение сглаживает тени и текстуру

Внешнее освещение в студии часто размещают спереди и сбоку от модели. Это создаёт некий компромисс: вы получаете на фото некоторую глубину, и при этом сводите к минимуму нелестные текстуры.

Полуденное солнце дает плоский свет по той же причине. Солнце, расположенное прямо над сценой, не отбрасывает тени, глубина и текстура на изображении будут стремиться к нулю.

Используйте подсветку для создания силуэтов

Подсветка — это такой вид освещения, когда источник света находится позади объекта съёмки. Свет перекрывается объектом съёмки и создаётся силуэт.

Силуэт показывает очертания или форму вашего объекта. Но все его детали будут скрыты в тени. Разместив модель спиной к солнцу, можно получить эффектные силуэты.

Силуэты на фото смотрятся эффектно и эстетично

В студийном освещении фотографы иногда используют подсветку, чтобы выделить волосы или подчеркнуть форму. Но свет позади объекта обычно не является основным источником света.

Продолжение следует. Следите за обновлениями.

Запись 12 фактов о свете в фотографии, которые должен знать (и использовать) каждый фотограф впервые появилась Уроки и секреты фотографии.