Как улучшить фотографии крупным планом: 3 простых способа

В этой статье я покажу, насколько критически важны при съёмке крупным планом три простых элемента. Диафрагма, фон и общие принципы композиции способны сделать ваши макрофотографии эффектными, либо превратить их в невзрачное ничто. Поэтому освоение работы с этими элементами может значительно улучшить ваши снимки.

Диафрагма, фон и общие принципы композиции способны сделать ваши макрофотографии эффектными, либо превратить их в невзрачное ничто

Давайте разберёмся в этом шаг за шагом.

Шаг 1: Подбор правильного оборудования

Первый шаг при съёмке крупным планом — убедиться в правильном подборе фотооборудования. Большинство объективов имеют минимальное расстояние фокусировки, непригодное для макросъемки, и поэтому мало подходят для этого жанра фотографии.

Вы можете приобрести либо настоящий макрообъектив, либо — за гораздо меньшие деньги — набор макрофильтров, которые можно просто установить на ваш объектив. Макрообъектив даст вам максимальную резкость, гибкость и точность цветопередачи, но он встанет в копеечку.

Вот так выглядят макрофильтры

Макрофильтры же выдают картинку не такого высокого качества как макрообъективы, но стоят меньше 1/10 стоимости макрообъективов. Так что это отличный вариант для новичка в макрофотографии.

Набор макрофильтров и стоит недорого и места в вашей фотосумке займёт немного, но зато существенно расширит ваши творческие возможности.

Шаг 2: Выбор объекта съёмки

Выбрав оборудование, нужно позаботиться о выборе объекта съёмки. Мне нравится снимать цветы из-за их яркого окраса и красивого контраста с зеленью.

С этим жёлтым цветком мы и будем экспериментировать
С этим жёлтым цветком мы и будем экспериментировать

На фото выше вы можете увидеть жёлтый цветок в дождливый, пасмурный день. Это одно из моих любимых погодных условий для фотосъемки.

После выбора объекта съёмки пришло время подумать о диафрагме, фоне и других композиционных элементах.

Шаг 3: Обращаем внимание на элементы, способные улучшить фото

Диафрагма

На этой фотографии можно увидеть эффект, который широкая диафрагма оказывает на изображение цветка. Фото было сделано на f/4, и фон немного размыт. Похожий эффект можно увидеть в портретном режиме на смартфоне:

Фото цветка с диафрагмой f/4
Фото цветка с диафрагмой f/4

Фото неплохое, но его можно значительно улучшить, изменив значение диафрагмы. Приоткрыв диафрагму до f/1.8, получаем более интересное изображение, с большим размытием фона, что позволяет привлечь внимание зрителя непосредственно к цветку.

Фото цветка с диафрагмой f/1.8
Фото цветка с диафрагмой f/1.8

Приближение

Изображение выше получилось лучше первоначального, но простое приближение к объекту съёмки может творить настоящие чудеса! Ведь мы должны помнить не только о размытии фона, но и о других композиционных элементах.

На полученной фотографии фон вышел скучным и неинтересным, с приглушёнными коричневыми и зелёными тонами, добавляющими ощущение контекста, но не более того. Посмотрите, что произойдёт, если использовать макрофильтр +4 для увеличения цветка, а также изменить композицию кадра:

Фото цветка с диафрагмой f/4 и макрофильтром +4
Фото цветка с диафрагмой f/4 и макрофильтром +4

Теперь мы кое-чего добились! Помимо физического расстояния до объекта съемки, в этом кадре есть некоторые важные элементы, которые помогают сделать его лучше, в сравнении с предыдущим.

  • Желтый цветок теперь обрамлен двумя вертикальными стеблями с обеих сторон, что выделяет его на фоне других элементов изображения.
  • Ярко-жёлтые пятна других цветов теперь выделяются на фоне тёмной зелени, тогда как раньше они смешивались с коричнево-землистыми тонами.
  • Лучше всего, то, что свет, проходящий сквозь деревья, создает позади цветка яркое пятно света, добавляющее изображению ощущение энергии и волнения.

Всё это наглядно демонстрирует, насколько важны эти композиционные элементы при фотосъёмке крупным планом. Но мы ещё не закончили! Некоторые дополнительные корректировки сделают эту фотографию ещё лучше.

На этом фото диафрагма увеличена с f/4 до f/2.8 и использован тот же макрофильтр +4
На этом фото диафрагма увеличена с f/4 до f/2.8 и использован тот же макрофильтр +4

Открыв диафрагму с f/4 до f/2.8 можно размыть фон практически полностью, но ключевые композиционные элементы всё ещё будут видны.

Вы можете выбрать еще более широкую диафрагму, если ваш объектив вам это позволяет, но тут стоит помнить вот о чём. Съёмка фотографий крупным планом при сверхширокой диафрагме приводит к тому, что глубина резкости становится слишком мала для большинства практических ситуаций, и вы можете быстро потерять всё ощущение места и контекста в ваших изображениях.

Просто ради забавы давайте приблизимся ещё сильнее, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Вот тот же цветок, снятый с макрофильтром +10 на диафрагме f/4:

Здесь использована диафрагма  f/4 и макрофильтр +10
Здесь использована диафрагма f/4 и макрофильтр +10

Фото получилось интересным, но теперь оно утратило некоторые элементы, которые делали предыдущую версию такой привлекательной. Исчезли вертикальные стебли для обрамления цветка, и блестящее пятно размытого белого света стало не так интересно. Да, теперь мы можем увидеть некоторые детали цветка, которые на предыдущем фото мы не видели, но они всё равно получились нерезкими.

Этот пример иллюстрирует ловушку, в которую легко угодить: ближе — не всегда лучше. Вы не должны делать фото с максимально близкого расстояния просто потому, что ваша техника вам это позволяет.  Вместо этого постарайтесь найти баланс, создающий приятное изображение, даже если для этого понадобится немного отойти от объекта съёмки.

Ещё один пример

Вот еще один пример того, как диафрагма, фон и элементы композиции влияют на фотографию крупным планом. Это снимок цветка ириса был сделан на 50-мм объектив на диафрагме f/2.8:

Цветок и пёстрый фон
Фон размыт неплохо, но он слишком пёстрый

Фотография получилась такой пёстрой, что объект съёмки едва различим среди всех остальных элементов. Наш цветок расположен в центре, но справа от него есть ещё цветы, слева — странная растительная масса, а ещё — яркое голубое небо, отвлекающее ваш взгляд от основного объекта.

С композиционной точки зрения этот снимок — сплошная неразбериха! Приближение к объекту съёмки может улучшить кадр, но расстояние до объекта — не единственное, что нужно учитывать.

На первый взгляд, отделить наш цветок от фиолетовых элементов на заднем плане всё-таки довольно сложно. Но есть и другая проблема. Я имею в виду вертикальную белую линию с правой стороны цветка. Она смотрится неестественно и сильно отвлекает внимание зрителя.

Светлая полоса справа от цветка отвлекает внимание зрителя
Светлая полоса справа от цветка отвлекает внимание зрителя

Приближение к цветку с помощью макрофильтра +4 помогает изолировать объект, но этого недостаточно для создания хорошей фотографии. Посмотрите на фон. Он приятно размыт, но он также полон фиолетовых пятен от других ирисов.

Поэтому, если вы хотите добиться хороших результатов в подобных условиях, недостаточно просто приблизиться к объекту съёмки. Нужно быть внимательным и к другим элементам в кадре.

Диафрагма f/2.8 и макрофильтр +10
Диафрагма f/2.8 и макрофильтр +10

Финальная фотография намного лучше, но не только потому, что я ещё сильнее приблизился к цветку. Я не только использовал макрофильтр +10, но и изменил ракурс так, чтобы фиолетовые пятна на заднем фоне не отвлекали от основного объекта съёмки, и в кадр не попадала белая линия.

Наконец, я оставил довольно широкую диафрагму f/2.8, обеспечивающую хорошее сочетание размытия фона и резкости объекта съёмки. Оглядываясь назад, возможно, на f/4 можно было бы получить результат лучше, но и f/2.8 дал мне результат, который меня полностью устроил.

Вывод

Макросъёмка не должна быть сложной, но получение хороших снимков требует внимания к деталям, а также большого терпения и практики.

Внимательно посмотрите на фон, оцените выбранную диафрагму, и замечайте все детали, присутствующие в кадре: какие из них могут улучшить ваш снимок, а от каких лучше избавиться.

Ваши фотографии станут намного лучше, если вы будете помнить об этих простых вещах.