Александр Лобацеев: «Когда снимаю пейзаж, ощущаю себя частью природы»

Александр Лобацеев живет и работает в Тобольске. Искренне любит родной город, фотографирует, посвящает ему альбомы и путеводители.

Александр Лобацеев победил в номинации «Живой архив», а также получил приз зрительских симпатий в фотоконкурсе «Самая красивая страна» 2023 года

Фото: Вера Лобацеева / Предоставлено РГО

Работы фотографа можно увидеть в гостиницах Тобольска, они украшают интерьеры нового тобольского аэропорта «Ремезов», их приобретают в частные коллекции.

Между этими двумя фотографиями — 137 лет. Перед глазами мгновенно проносится история Тобольска — в душе происходит сравнение. Историю, которую в 1886 году начал Флориан Ляхмайер, изящно завершил Александр Лобацеев работой «Зимнее очарование». В 2023 году она стала лучшей в номинации «Живой архив» в фотоконкурсе «Самая красивая страна» и получила приз зрительских симпатий.

«Тобольск №2», 1886 год
Фото: Ф. С. Ляхмайер / Из архива РГО

«Тобольск №2», 1886 год

Фото: Ф. С. Ляхмайер / Из архива РГО

«Зимнее очарование». Тобольск, 2023 год
Фото: Александр Лобацеев / Предоставлено РГО

«Зимнее очарование». Тобольск, 2023 год

Фото: Александр Лобацеев / Предоставлено РГО

«Панин бугор находится на правом, обрывистом берегу Иртыша. С 1998 года имеет статус памятника природы. Как фотограф, считаю его одной из лучших видовых точек города. Отсюда открывается прекрасный вид на подгорную часть Тобольска со скульптурой его основателя Данилы Чулкова и с могучим Иртышом на заднем плане. А в нагорной части, на Троицком мысу, расположен белокаменный Тобольский кремль. По преданию, Панин бугор получил свое название во времена С. У. Ремезова, картографа и архитектора, который в XVIII веке возводил Тобольский каменный кремль. По версии исследователя С. Г. Филя, ороним (название возвышенности) “Панин бугор” появился в результате перевода С. У. Ремезовым татарского названия “Бицик-Тура” (“Девичий городок”). Первоначально оно звучало как “Паньин бугор” (от слова “панья” — “женщина”), но впоследствии преобразовалось в Панин бугор. Историк В. Ю. Софронов приводит другую версию. В XIX веке на Панином бугре селились польские пленные — “паны”, которые в Отечественной войне 1812 года выступали на стороне Наполеона. Эта версия ничем не подтверждена. Этнограф-беллетрист С. В. Максимов в своих работах сообщает, что в 1814 году в Тобольске взбунтовались поляки и губернатор приказал казнить зачинщиков — сбросить их с горы. Эта версия тоже недостоверна: нет здесь смертельно опасных скалистых обрывов — казнить не получится. Таким образом, по мнению В. Ю. Софронова, наиболее обоснованной является версия о том, что название “Панин бугор” связано с легендой о смелом казачьем атамане Никите Пане, который во время сибирского похода Ермака сыграл значительную роль в битве у Чувашского мыса».

— В конкурсе «Самая красивая страна» вы участвуете с 2018 года. Четыре раза выходили в полуфинал и наконец стали победителем в номинации «Живой архив», даже получили приз зрительских симпатий. Какие чувства вы испытали?

— Скажу честно, это мой самый значимый результат за все время участия в фотоконкурсах. А великолепная церемония награждения в московской галерее «Триумф» стала для меня настоящим праздником — он не менее дорог, чем призы.

— Почему решили отправить работы на фотоконкурс «Самая красивая страна»?

— После многолетнего участия в городских и областных конкурсах, а также на фотосайтах мне захотелось испытать силы в чем-то более масштабном и престижном, сравнить свои творческие достижения с работами мастеров, узнать оценки именитых экспертов. Я живу в самой красивой стране, и мне есть что показать — сибирскую красоту! Конечно, в конкурсе привлекают разноплановые номинации и, не буду скрывать, солидный призовой фонд.

— В 2023 году вы победили с фотографией «Зимнее очарование». Почему отправили именно ее?

— Всего я подал пять работ. Но именно этот снимок выделяется тем, что наиболее точно повторяет ракурс исторической фотографии Флориана Ляхмайера. К тому же он сделан в редкий по красоте зимний день.

— Как родился замысел этой работы?

— После победы в 2015 году в фотоконкурсе «Серебряная Сибирь» я окончательно убедился, что показывать Сибирь нужно зимой — настолько красивы ее заснеженные просторы. Так в моем творчестве появилось отдельное направление — зимняя съемка. Проанализировав работы участников фотоконкурса в номинации «Живой архив», я понял, что важно не просто повторить архивный кадр, но и творчески его осмыслить. В течение многих лет я отрабатывал ракурсы исторических снимков Тобольска, представленных в «Живом архиве». Когда пришло время принимать решение, понял, что лучшая работа — «Зимнее очарование». В ней сочетается и документальная точность, и авторское участие, и прелесть зимы.

«Санная дорога». Тюменская область, Тобольский район, село Абалак, 2010 год
Фото: Александр Лобацеев / Предоставлено РГО

«Санная дорога». Тюменская область, Тобольский район, село Абалак, 2010 год

Фото: Александр Лобацеев / Предоставлено РГО

— Как долго длился подготовительный этап?

— Около месяца. Только готовился не фотограф, а сама природа. Она постепенно накрывала белоснежным покровом место для будущей фотосъемки, а затем и вовсе укутала его сказочно красивыми кружевами морозного инея. Я, в свою очередь, периодически приходил на место будущей съемки, изучал обстановку, ждал, когда наступит солнечный день, ударит сильный мороз и на деревьях появится иней. Наконец, с погодой повезло — утром температура опустилась до –40 °С. Всего я сделал около 100 снимков с различных точек.

«Подгорная часть Тобольска». Из серии «Зимний город». Тобольск, 2023 год
Фото: Александр Лобацеев / Предоставлено РГО

«Подгорная часть Тобольска». Из серии «Зимний город». Тобольск, 2023 год

Фото: Александр Лобацеев / Предоставлено РГО

— Вы занимаетесь фотографией с 1978 года. Что послужило отправной точкой?

— Удачное начало. Моя первая фотосъемка состоялась на камеру друга. Затем была обработка пленки и печать при свете красного фонаря. На листе фотобумаги проявлялись лица друзей, изображения уральских пейзажей. Я испытывал восторг, творческий подъем! На следующий день взял в вузовской библиотеке семь книг по фотографии. Через месяц записался в фотостудию. Через год купил фотокамеру. Кстати, я стал настолько увлеченным фотолюбителем, что снимал и печатал даже цветные фотографии!

— Как произошел переход на цифровую технику?

— Сомнений никогда не возникало, потому что нельзя пренебрегать новыми технологиями — их надо изучать и применять. Правда, финансовые затраты, связанные с переходом на цифровую камеру, для меня оказались весьма ощутимыми.

«На заходе солнца». Тобольск, 2022 год
Фото: Александр Лобацеев / Предоставлено РГО

«На заходе солнца». Тобольск, 2022 год

Фото: Александр Лобацеев / Предоставлено РГО

— Сейчас снимаете на пленку?

— К сожалению, нет, потому что у нас в Тобольске негде обрабатывать и печатать. В то же время нельзя сказать, что пленка исчерпала свой ресурс и от нее стоит отказаться. Цифровые снимки спустя время утрачивают свою эмоциональную составляющую, становятся фотофиксацией. Кроме того, интересные кадры, оказавшиеся в интернете, многократно копируются, обрабатываются разными людьми, затаскиваются и в конце концов теряют первоначальный авторский замысел. А пленочные кадры даже спустя много лет остаются целостными, выглядят живо и привлекательно. С другой стороны, если они (вернее, их цифровая копия) окажутся в открытом доступе в интернете, с ними произойдет то же самое. Но это происходит редко.

— Кто выступил для вас учителем?

— Несколько лет моим наставником был Владимир Коротаев, фотограф из Тюмени. Благодаря ему я стал интересоваться живописью, собрал серию журналов «Художественная галерея», познакомился с творчеством многих известных мастеров. Особенно нравятся работы И. Левитана и А. Саврасова.

«Осенняя палитра. Вид на Заболотье». Тюменская область, 2006 год
Фото: Александр Лобацеев / Предоставлено РГО

«Осенняя палитра. Вид на Заболотье». Тюменская область, 2006 год

Фото: Александр Лобацеев / Предоставлено РГО

— Вы снимаете в основном пейзаж — природный и городской. Что привлекает в этом жанре?

— В этот момент ощущаю себя частицей природы и города. Нравится сложность жанра при его видимой простоте. Например, он динамичен. Несмотря на статичность объектов, нужно много передвигаться, находить выигрышные ракурсы, ловить удачный свет и подходящую погоду.

— Какие объективы используете для съемки пейзажа?

— У меня традиционный набор: 17–40/4, 24–70/2.8 и 70–200/2.8. Конечно, все зависит от идеи и сюжета, но, как правило, для съемки одного и того же ракурса я не ограничиваюсь только одним объективом — фокусным расстоянием.

— Какими качествами должен обладать фотограф, чтобы снимать пейзаж?

— Нужно уметь не только находить необычные места для съемки, но и сразу видеть финальное изображение — откадрированное и снятое объективом с определенным фокусным расстоянием. Необходимо поддерживать хорошую физическую форму, поскольку снимать придется рано утром и поздно вечером, а фоторюкзак с аппаратурой и штативом по весу далеко не смартфон. Надо уметь предвидеть состояние погоды, от которого напрямую зависит освещение — одно из главных условий удачного кадра.

Тобольский нефтехимический комбинат. Тобольск, 2014 год
Фото: Александр Лобацеев / Предоставлено РГО

Тобольский нефтехимический комбинат. Тобольск, 2014 год

Фото: Александр Лобацеев / Предоставлено РГО

— Что посоветуете тем фотографам, которые решат серьезно заниматься съемкой пейзажа?

— Фотографировать! Это как в спорте: чтобы бегать, надо бегать. И одновременно сочетать практику с теорией. Учиться на своих ошибках — слишком долгий путь, поэтому лучше обратиться к опыту мастеров. А вот когда количество снимков перевалит за сотню тысяч и к тому времени не пропадет интерес, стоит обратиться за поддержкой к наставнику. Конечно, не нужно бояться фотоконкурсов, поскольку они предоставляют хорошую возможность получить объективную оценку экспертов, увидеть работы других фотографов, расширить кругозор. Без участия в фотоконкурсах нет настоящего роста — ни технического, ни творческого. А призы являются отличным стимулом для дальнейшего развития.

— Когда начинать?

— В любой момент. Теоретически на конкурс можно отправить и первую сделанную фотографию. Но лучше дождаться, когда работы получат оценки от зрителей. Только надо помнить, что первый шаг бывает «трудным самым». Но бояться его не стоит. Например, я впервые отправил работы в 2010 году на фотоконкурс «Мой Тобольск» и сразу стал победителем, получил главный приз. Результат вдохновил меня, последовал большой эмоциональный подъем и рост вдохновения. На церемонии награждения меня заметили журналисты. Спустя время мои фотографии стали печататься на первой обложке журналов. С тех пор я получил более двух десятков призовых мест. После пяти лет участия в фотоконкурсе «Самая красивая страна» одержал в нем победу. И все это благодаря первому шагу, который сделал в 2011 году.

— Вы снимаете современный Тобольск, изучаете архивы. Как можете прокомментировать изменения, которые произошли в городе?

— Несмотря на разительные перемены, исторический центр сохранился — во многом благодаря уникальному двухуровневому ландшафту. После масштабной реконструкции Тобольский кремль только похорошел, даже помолодел.

«Вид с Панина бугра». Тобольск, 2018 год
Фото: Александр Лобацеев / Предоставлено РГО

«Вид с Панина бугра». Тобольск, 2018 год

Фото: Александр Лобацеев / Предоставлено РГО

— Какие места в России можете рекомендовать фотографам для посещения?

— Мне нравится наша Сибирь, Урал и горный Алтай. В то же время считаю, что важно разглядеть красоту родного края и суметь показать ее окружающим. И никто лучше вас не справится с этой задачей.

Заключение

Александр Лобацеев занимается фотографией уже около 45 лет. Состоялись две персональные выставки, в настоящее время готовится третья. Значительной вехой в творчестве стал авторский фотоальбом «Тобольск — древняя столица Сибири», который Александр Лобацеев выпустил в 2015 году.

Из огромного количества снимков Тобольска, которые были сделаны на протяжении многих лет, он планирует отобрать лучшие и передать в дар городскому архиву. Здесь стирается грань между прошлым и настоящим. Фотографии разных эпох объединяются, формируя огромный собирательный образ.

Все фотографии: © Александр Лобацеев / Предоставлено РГО

Источник: prophotos.ru