Panasonic Lumix S5 II и S5 IIx | Обзор камер НОВОЙ эры Lumix

Panasonic Lumix S5 II и S5 IIx | Обзор камер НОВОЙ эры Lumix

Компания Panasonic была самой первой, кто начал выпускать гибридные камеры,ориентированные на видеосъемку. Серия GH, начиная примерно со второй модели, уважаема у «бывалых»операторов до сих пор, а четвертый и пятый «Гаш», вполне заслуженно, на мойвзгляд, имеют почетное звание «легендарных».

 

На протяжении всех прошедших лет (а Lumix GH1 вышла 15 лет назад, в2009 году) видеоориентированные беззеркалки Panasonic были на острие технологий,предлагая своим пользователям самые передовые на текущий момент возможности длявидеосъемки. И претензия ко всем камерам Lumix за эти годы, по большому счету,была только одна – отсутствие наиболее эффективной фазово-контрастнойфокусировки, которая позволяла бы без проблем пользоваться автофокусом присъемке видео.

Только в начале 2023 года была анонсирована перваябеззеркалка Panasonic, оснащеннаягибридным автофокусом, — это DC-Lumix S5II. Про неё, а так же про модификацию Lumix DC-S5IIx сегодня и поговорим.


Panasonic Lumix S5II и Lumix S5IIx 

Для начала должен сказать, что Panasonic Lumix S5II и Lumix S5IIx стехнической точки зрения камеры абсолютно одинаковые. То есть всё, что я будуговорить про одну из них, в полной мере относится и к другой. Кроме некоторых,довольно специфичных, изменений в программном обеспечении, на которых яобязательно заострю внимание. 

Как и еенепосредственные конкуренты, Lumix S5II — это не просто фотокамера. Её видеохарактеристики во многихотношениях находятся на уровне лучших в своем классе. Например, этоединственная камера в сегменте, способная выводить видео со всей матрицы,предлагая функцию Open Gate 6K с соотношениемсторон 3:2. Дополнительные варианты включают 6K-видео с соотношением сторон16:9 с частой кадров до 30, UHD и DCI 4K до 60 к/с и FHD до 180 к/с. Всё это предлагается в 10-битномформате, что дает возможность съемки с использованием логарифмического режима V-Log и HLG, в которых камера может предложить до 14 ступеней динамическогодиапазона. 

Так же, это единственная на сегодняшний момент полнокадроваякамера в этом ценовом диапазоне, оснащенная вентилятором для увеличения временисъемки видео без перегрева. Я записал для проверки 2 часа видео в режиме 4К 25к/с 10 бит одним фрагментом без каких-либо проблем. Записал бы и больше, ноштатного аккумулятора хватает как раз на 2 часа съемки. И карты памяти на 128 Гбтоже, как оказалось, хватает примерно на 2 часа записи видео с битрейтом 150 Мбит/с.Совпадение? Не думаю.

Заявленная эффективность матричнойстабилизации составляет 5 ступеней, но Panasonic добавила «активный» режимстабилизации, который обеспечивает ещё большую степень коррекции движениякамеры, вплоть до 6,5 ступеней.

Однако хорошее видео становится все более распространенным в этом сегментерынка, а 24-мегапиксельная матрица камеры S5II не обеспечивает особеннобыстрого считывания. Оно заметно быстрее, чем, например, в Sony a7 IV, но всеже для съемки 4K-видео с частотой кадров 50 и 60 приходится уменьшать областьсчитывания датчика изображения до размера APS-C. Иэто, конечно, затрудняет получение широкоугольного кадра, означает некоторуюпотерю качества и увеличение шума.


Меню Lumix S5 II и Lumix S5 IIx

По этой же причине уровеньроллинг-шаттера далек от показателей лучших представителей гибридных камер смногослойными матрицами. Впрочем, ценовой сегмент Lumix S5II и не подразумевает использование самых прогрессивных на сегодняшниймомент датчиков изображения.

Но если учесть необычные функции, такие как поддержка съемки с анаморфотнымиобъективами, 4-канальный звук, отображение вейфворма для настройки экспозиции ивектороскопа для понимания цвета, то базовая Lumix S5II станет очень и очень неплохойвидеокамерой.

В отличие отбольшинства современных беззеркалок, в которых фактически стандартом сталоиспользование для сохранения отснятого материала не только карт SD, но и CFexpress (чаще всего Type B), Lumix S5II имеет сдвоенный слот карт памяти SD. Поддерживаются самые скоростные ихразновидности SDXC UHS II V90, с заявленными скоростями чтения/записи до300 мБ/с.


Lumix S5II имеет сдвоенный слот карт памяти SD

Не знаю к чему относить эту особенность: к достоинствам илинедостаткам. Есть причины, по которым моё мнение склоняется ко второму. И тутмы плавно подходим к отличиям обычной S5II от Lumix S5IIx.

Несмотря на всепродвинутые режимы записи видео, простая S5II не предлагает пользователю ни одного режима сохранения исходника вформат с внутрикадровой компрессией. Только LongGOP с битрейтом не выше 200 Мбит/с. Это выглядиткак искусственное ограничение, потому что быстрые карты SD вполне могут работать с гораздо большимискоростями передачи данных. Lumix S5IIx уже имеет возможность записи видео скодированием All-Intra. Видео с битрейтом до 600 Мбит/с можносохранять на карты памяти SD, а все что выше – на внешний SSD через разъем USB-C. Так же на внешний SSD можно писать видео в профессиональном кодекеApple ProRes, максимальный битрейт которого при съемке в5,8К, составляет 1,6 Гбит/с. 

Что же тут плохого? –спросите вы, а я отвечу. Внешний SSD в подавляющем большинстве случаевделает конструкцию менее надежной и подверженной влиянию пыли и воды. Да, вбазовом своем состоянии обе эти камеры имеют пылевлагозащиту, несмотря нарешетки вентиляции для системы активного охлаждения. Если бы одной из картпамяти здесь была CFexpress Type B, необходимостиво внешнем SSD не было бы вообще. Все, что может предложить Lumix S5IIx сохранялосьбы на внутренний носитель без каких-либо проблем.

Еще одним отличием S5IIx от S5II является то, что она по умолчанию имеетвозможность вывода через разъем HDMI видео в сырых форматах Apple ProRes RAW и Blackmagic RAW. В 5,9К с полного кадра с частотой до 30 к/с и 4,1К с частотой до 60 к/сс ограниченной области матрицы.

Впрочем, такую возможность можно реализовать и на обычной S5II установивплатное обновление. Цена вопроса – 200$.

Как я уже говорил, Lumix S5II явилась серьёзным прорывом для Panasonic, став первой камерой сгибридной фазово-контрастной системой фокусировки. До этого момента все камеры этогопроизводителя использовали только контрастный автофокус.

Проблема контрастногоавтофокуса не в том, что он медленный или не точный. Нет. И того и другого емукак раз-таки хватает вполне. Проблема кроется в самом принципе контрастнойфокусировки. Для её правильной работы нужно чтобы камера с некоторойпериодичностью проверяла точность фокусировки, сдвигая в небольших пределахточку фокуса вперед и назад. При фотографировании этот процесс никак неотражается на результате, поскольку всё происходит довольно быстро, а вот присъемке видео все эти дергания фокуса, естественно, прекрасно видны.

Я, честно говоря, не очень понимаю, почему компания Panasonic такдолго держалась именно за контрастную фокусировку во всех своих камерах.Возможно, было жалко времени и денег, потраченных на её разработку. Но, если коператорам, не умеющим снимать видео с ручным фокусом, могут возникать вопросыпрофессиональной пригодности, то с точки зрения компании, продающей съемочноеоборудование, игнорировать их потребности нельзя. Ведь именно они составляютльвиную долю покупателей таких камер, как Lumix S5II и ей подобных.

В общем, перед Panasonic’ом встал выбор. Выпускать камеры дляпрофессиональной, но не слишком многочисленной аудитории, для которой важны,прежде всего, характеристики изображения (детализация, цветопередача,динамический диапазон и другие) или все же заняться созданием актуальнойсистемы фокусировки, чтобы охватить гораздо более широкий пласт потребителей,которые в первую очередь обращают внимание на работу камеры в автоматическихили полуавтоматических режимах. И выбор этот, на мой взгляд, совершенноочевиден. Должен сказать, что разработчики прекрасно справились со своейзадачей. Теперь автофокус работает так, как и должен работать в современнойкамере. Вряд ли его можно назвать идеальным, впрочем, как автофокус от любогодругого производителя, но, во всяком случае, он уверенно отслеживает в кадречеловека, а это и есть основная его задача для большинства пользователей.

Я для проверки использовал настройки по умолчанию, но,конечно, можно выбрать параметры фокусировки под свои задачи. Есть выборотслеживания лиц и глаз, человека, животных. Так же имеются настройки скоростии чувствительности автофокуса.

Камеры, несомненно, оказывают существенное влияние накачество картинки, но важнейшая составляющая любого изображения — это, конечносвет. Большинству из нас хотелось бы иметь максимально универсальные источникисвета, подходящие для любого типа съемки. Такие, чтобы имели регулировкуцветовой температуры в широких пределах, а еще неплохо было бы иметьвозможность пользоваться цветным светом.

До недавнего временииметь такие осветительные приборы было просто не возможно. Всего пару лет назадпоявились первые мощные профессиональные осветители, совмещающие в себевозможности белого света и света RGB. А весной 2023 года компания Aputure представила подобные приборы в своей бюджетной линейке Amaran. 


На сегодняшний момент таких приборов два, мощностью 150 и300 Вт. Первый может обеспечить максимальную яркость 15610 люкс со штатнымрефлектором на цветовой температуре 5600К, второй — более мощный – уже 26580люкс также со штатным рефлектором.

Для своих возможностейэти осветители имеют очень привлекательную стоимость. При этом они имеют вполнепрофессиональные характеристики. Цветовая температура регулируется в пределахот 2500 до 7500К, есть регулировка по оси зеленый–пурпурный, что позволит тонко  подстроить оттенок света под любые условияосвещения.

Наличие светодиодов RGB даёт возможность выбрать любой цвет, егояркость и насыщенность с очень большой точностью. Качество света CRI/TLCI составляет не менее 95 единиц.

Припомощи фирменной технологии Sidus Mesh, Amaran 150с и300c можно управлять без проводов, а мобильное приложение Sidus Link App поможет идеально подобрать цветас помощью Color Picker и активировать 9 системных эффектов, включаяPaparazzi, Fireworks, Faulty bulb, Lightning, TV, Pulsing, Fire, Party, Copcar/Police, Strobe, Explosion.

Так же важно, на мой взгляд, что всеэлементы несущие максимальную нагрузку, как силовую, так и температурную,сделаны из металла. Это позволяет без опасений использовать с этими приборамине только софтбоксы, но и другие модификаторы, типа линз Френеля илипроекторных насадок, которые нагревают область байонета гораздо сильнее.

Лично я пользуюсь версией на 150Ватт уже несколько месяцев, а Amaran 300спопробовал буквально 2-3 недели назад и, честно говоря, в полном восторге.Спасибо за такую возможность магазину Kremlin store. Это один из любимейших моих магазинов, где я покупаю своёоборудование.

Я не буду сильно углубляться вособенности конструкции и тонкости работы с этими камерами: во-первых, чтобыпонять все нюансы нужно больше времени, а во-вторых, тогда выпуск этот будетдлиться несколько часов. Но ключевые возможности все же озвучу.

Сейчасуже нет необходимости слишком акцентировать внимание на работе камер при низкойосвещенности. Большинство современных полнокадровых камер, ну может кроме самыхбюджетных, вполне  уверенно справляютсясо съемкой на значениях ISO 12800 и более единиц. Lumix S5II тут совсемне исключение. Первое нативное ISO составляет здесь 640 единиц —это минимально значение, с которого начинает работать V-Log, но при использовании функциирасширения, можно использовать и ISO 320 – второе нативное ISO 4000единиц. Снимая с на высоких ISO с логарифмическим профилем,имеет смысл слегка переэкспонировать изображение, на 1-1,5 ступени, чтобыуменьшить количество шума.

Обе камеры имеют возможностьподгрузки 3DLut, а S5IIx может напрямуюподключаться к точке доступа в интернет (и по проводу и по Wi-Fi) для ведения прямых трансляций бездополнительного оборудования.

Что касается фотосъемки, то тут, я бы сказал, сложно найтиболее среднюю камеру, чем Lumix S5II. Но в этом сегменте фотокамер развитие ужедавно практически  остановилось, и всепроизводители предлагают примерно одно и тоже. Сегодняшние наши героивыделяются, разве что, наличием режима фотосъемки со сдвигом пикселей, дляполучения фотографий с разрешением до 96 Мп. Это в лучшую сторону. В худшую —сниженной скоростью серийной съемки: 7 к/с со следящим автофокусом и 9 к/с сручной фокусировкой. Впрочем, с электронным затвором камера снимает с вполнеактуальными 30 к/с.

Примеры фотографий, сделанных на S5 IIx:

Выводы

Никто и несомневался, что Panasonic может делать отличные гибридные фото-видеокамеры. Прекраснаяцветопередача, отличная работа на высоких ISO, широкий динамический диапазон — ко всему этому мы привыкли вкамерах Lumix, какполнокадровых, так и стандарта micro-4/3”.А в Lumix S5II иеё модификации S5IIx этотпроизводитель ликвидировал и единственное своё отставание от других — системуавтофокуса. Возможно она не идеальная, но с ней уже вполне можно работать безопасений испортить материал.

Лично мне здесь не хватило всего 2 вещей. Возможности съемкив 4К 50-60 к/с без кропа, а так же высокоскоростной записи видео 4К с частотойкадров до 120. Думаю, что Panasonic не будут тянуть слишком долго и такая камера, которая будетназываться S2H или S1H II?  появится в самоеближайшее время. Только стоить она будет, конечно, совсем других денег.

Я хочу сказать большое спасибо магазину Camerasales закамеры, которые они предоставили для обзора. Кстати в этом магазине по неплохойцене можно найти и другое оборудование для фото и видеосъемки.

Материалыдля скачивания

Видео и фото исходного качества (2,7ГБ), снятое на PanasonicLUMIX S5II и S5IIx, можно скачать по ссылке.

Источник: photowebexpo.ru