Fujifilm X-H2S vs X-H2. Обзор и сравнение

Fujifilm X-H2S vs X-H2. Обзор и сравнение

Для начала история о том, почему это видео вообще появилось.Она очень короткая. В октябре 2022 года, когда я собирался покупать камеру Fujifilm X-H2S, кто-то, то ли из знакомых, то ли из подписчиков, сказал мне:«Подожди, скоро появится в продаже Fujifilm X-H2, точно такая же камера, как и S-версия, только сильно дешевле». На моёудивление этот человек ответил, что он смотрел сравнения (X-H2 была на тот момент анонсирована, но еще не продавалась) и тамсказали, что камеры идентичные, только матрицы разные. Вот тогда я и решилсделать такой выпуск. Но получилось только сейчас.

  

Конечно, я не собираюсь делать из этого сравнения какую-тодраму: все, кто хоть немного в теме, совершенно точно знают, что обычная X-H2 больше рассчитана на фотографов, а X-H2S предназначается для тех, кто большеснимает видео. Но всё же, мне кажется, что многим, и мне в том числе, было быинтересно узнать, чем конкретно эти две камеры различаются. 

Вовсе немудрено, чтолюди непосвященные могут эти камеры путать. По внешнему виду и органамуправления они совершенно одинаковы. Если бы не буква S на корпусе X-H2S отличить их было быникак нельзя. Поэтому, все, что говорится об эргономике одной из них, в полноймере относится и к другой.

 

У большинства людей камеры Fujifilm преждевсего ассоциируются с ретроэстетикой. Небольшой корпус, не слишком удобныйхват, и очень много механических переключателей. Эти камеры красивы, плюс утакой компоновки есть свои преимущества, но для оперативной работы камеры серииX-T, например, подходят не слишком хорошо. 

Серия X-H, как раз таки создана для тех, кто хотел бы купить аппарат Fujifilm, но предпочитает внешнему виду эргономику иудобство работы. Камеры X-H2 хорошей сборки, корпус сделан из магниевогосплава. Обе имеют пылевлагозащиту и могут работать при температурах от +40 до-10°C. Это по паспорту, а вреальности я снимал на улице при -25 без каких либо проблем. И фото и видео.Кнопок на корпусе много, все они переназначаемые. Как у любого другогофлагманского устройства тут есть дополнительный экранчик, на который выводятсяосновные параметры съемки и даже на выключенной камере можно узнать заряд батареи,наличие карт памяти, оставшееся время записи видео и количество фотографий.

 

В общем, разработчики сделали камеру с классическойэргономикой, как у зеркалок, с удобным хватом, но достаточно компактную. Приэтом им каким-то образом удалось сохранить общую узнаваемость и стильность,свойственную всем камерам Fujifilm. 

Возможно, отсутствие некоторых физических переключателейпокажется не слишком практичным, но в этом есть своя логика. В компаниистарались сделать эти камеры максимально удобными для гибридной съемки, чтобыпри переключении с фото на видеорежим и обратно пользователь не терял временина перенастройку параметров. Чувствительность ISO, выдержка, диафрагма (если толькоона не устанавливается ручным колесом на объективе), пленочный пресет, режимфокусировки и всё остальное тоже при повороте колеса режимов изменится всоответствии с заранее выбранными вами установками.

И это очень ценно, например, для спортивных журналистов,которым важно не упустить интересный момент или при съемке свадеб — я знаю, чтоесть специалисты, которые умудряются на свадьбах снимать и фото и видеоодновременно. Короче, вообще для любой репортажной работы.

Обе камеры имеют матричную стабилизацию, которая сама посебе поможет снимать видео с рук на эквивалентном фокусном расстоянии до 200мм, а вместе с оптической стабилизацией в некоторых объективах будетобеспечивать эффективность вплоть до 7 ступеней. Так же камеры могут сохранятьвидео не только в распространенные кодеки H264 и H265,но и в профессиональный кодек Apple ProRes на собственную карту памяти, а через разъем HDMI отдаватьсырой исходник для записи на внешние рекордеры в форматах Apple ProRes RAW илиBlack Magic RAW. 

Это общие черты. А чем же X-H2 отличаетсяот X-H2S?

Единственное, но очень важное отличие камер — этоустановленные здесь матрицы. В X-H2 стоит 40 Мп сенсор собратной засветкой. Насколько мне известно, это самая многопиксельная матрицасреди всех камер с матрицами размера APS-C. Точнотакая же, как и в Fujifilm X-T5. В X-H2S же находится многослойный датчик с разрешением всего 26 Мп,но зато гораздо более быстрый. Давайте коротко разберемся, чем они отличаются.

Как устроен типичный CMOS-сенсор? Поверхность его покрыта микролинзами, которые фокусируютпоступающий от объектива свет, далее идет слой с цветными фильтрами, которыепропускают лучи определенной длины, чтобы разделить световой поток на красный,зеленый и синий, ну а следующий слой – это фотодиоды, – такие устройства,которые преобразуют поступающий на них свет в электрический сигнал.

В обычном CMOS-датчике проводники,по которым этот электрический сигнал снимается с матрицы и передаётся дальшедля обработки, расположены над фотодиодами. Такие матрицы проще всего производить,они достаточно дешевы и поэтому чаще всего их устанавливают в камеры начальногои среднего ценового диапазонов. 

BSI CMOS-сенсор или сенсор собратной засветкой устроен почти так же, как и обычный, только слой спроводниками, снимающими электрический сигнал, расположен не над, а под слоемфотодиодов. Таким образом, светочувствительные элементы получают до 30% большесвета, чем в обычном CMOS-сенсоре. Такие матрицы улучшают работукамеры при низкой освещенности, но их производство сложнее и дороже. Так чтоиспользуются такие датчики в камерах ценового сегмента выше среднего. 

Stacked BSI CMOS-сенсор развивает идею датчика с обратной засветкой. В такой матрице,кроме уже перечисленных элементов, расположены дополнительные слои, которыесодержат очень быструю память, а также процессор первичной обработкипоступающих сигналов. Это позволяет не только поднять светочувствительность, нои ускорить считывание данных в несколько раз.

 

Для матриц спострочным считыванием это критически важно. Потому что напрямую влияет наэффект, называемый «углом роллинг-шаттера». Матрица X-H2S позволяет считыватьинформацию быстро настолько, что искажения вертикалей можно игнорироватьвообще. Даже при очень динамичной съемке. Снимая на X-H2, надо всегда держать в голове, что любое более или менее резкоедвижение камерой или даже объектов в кадре вызывает довольно заметный эффект«желе».

С другой стороны 40 Мп датчик X-H2 позволил реализовать съемку с максимальным разрешением 8К,тогда как X-H2S можетзаписывать видео только в 6К и ниже. Есть ли большая визуальная разница при съемкев 8К и 6К? Нет. А есть ли разница между видео, снятом в 8К и 4К? Да, есть. Ноувидеть её можно будет только на экране разрешением 8К. На 4К экране (и уж темболее на экране FHD)это видео выглядит одинаково.

Главная польза отсъемки в сверхвысоком разрешении 6К и 8К состоит в возможности кадрированияснятого материала на посте. То есть на 4К таймлайне видео, снятое в 8К, можноувеличивать вдвое без заметной потери качества. Впрочем, цифровым увеличением в2 раза без заметной потери качества можно воспользоваться прямо во времявидеосъемки. Работает это в режимах 4K HQ и FHD, управлять зуммированием можнос помощью ползунка прямо на экранчике камеры. Я проверил и это действительноработает — можно смело пользоваться.

 

Общеизвестно, что чем выше разрешение матрицы, тем сложнеена ней организовать нормальную съемку видео. X-H2 – типичныйтому пример: в полном разрешении её матрица способна работать с частотой до 30к/с. Поэтому видео в 4К High Quality– так называется режим полной передискретизации с 8К, – можно снимать смаксимальной частотой кадров только 30 к/с. 

4К без HQ формируется, вероятнее всего, при помощи такназываемого «пропуска строк», что, несомненно, увеличивает скорость считыванияи снижает нагрузку на процессор обработки, но в то же время ухудшаетдетализацию. Не резкость, но детализацию. А при записи 4К-видео с частотойкадров 50-60 ко всему прочему включается ещё и дополнительный кроп 1,14. Крометого, из-за использования режимов считывания отличных от попиксельного,исчезает эффект от самой технологии X-Trans. А значит,появляются такие неприятные дефекты, как муар и алиасинг. X-H2S же при съемке в 4К до 60к/с использует полную передискретизацию со всей матрицы, подключая небольшуюобрезку кадра только при съемке частотой кадров 100 и выше. 


Однако недостатки видеосъемки X-H2 перед X-H2S, особенно в динамике, особенно еслисильно не приглядываться, будут заметны далеко не всегда. Но есть момент, где X-H2 отстает от своего собрата оченьсильно. Она совсем не умеет снимать видео в 4К с частотой кадров 100-120. Адля меня и для многих других, я знаю, тоже – это ключевая характеристикакамеры.

Так же, из-за большего объема обрабатываемой информации призаписи видео в 8К и 4К HQ,X-H2 нагревается сильнее своего собрата.Впрочем, переживать особо не о чем. Перегрева не случается ни на одной из этихкамер. В течение двух часов при непрерывной съемке в 4К HQ — совершенноточно.

Матрица X-H2 имеет нативное ISO500 единиц. Это означает, что логарифмические режимы F-Log и F-log2 на ней можно использовать примерно начетверть ступени экспозиции раньше, чем на X-H2S, где нативное ISO составляет 640 единиц. Но, несмотря на то,что матрицы этих камер, очевидно разные технически — в реальном сравнении «носк носу» картинка с них очень похожа и по динамическому диапазону, и при работена высоких значениях ISO.Разница, конечно, есть, но увидеть её без прямого сравнения практическиневозможно.

Для того чтобы снимать видео в 4К HQ, 6К и 8К понадобится соответствующаяоптика. Даже далеко не все фотообъективы способны поддерживать матрицы такоговысокого разрешения, чего уж там говорить про объективы, рассчитанные навидеосъемку. Принято думать, что кинооптика высокого качества стоит оченьдорого и практически недоступна обычным пользователям. Однако это далеко нетак.

Например, компания Meike выпускаетнесколько линеек достаточно доступных и при этом вполне неплохих объективов длякино- и видеосъемки. Я работал с серией Meike S35 Prime на съемкахрекламы и короткого метра, а теперь познакомился и некоторыми объективами излинейки Meike Mini Prime.Здесь у меня объективы с фокусными расстояниями 25 и 35 мм. Они выпускаются подбеззеркальные байонеты Sony E, Canon RF, Fuji X и MFT ирассчитаны на работу с камерами, имеющими матрицы размера APS-C, а так же micro-4/3”.

Вся линейка состоит из шести объективов: 10, 25, 35, 50, 65и 85 мм. Все со светосилой Т2,2. Для камер micro-4/3” линейка расширена до 9 объективов — добавлены объективы8, 12 и 16 мм. То есть в целом такой комплект способен закрыть большинствопотребностей любого оператора.

Практически всеобъективы формируют кружок изображения диаметром 30,5 мм, что позволяет импокрыть матрицу популярной кинокамеры RED Commodo, которая, какизвестно имеет кроп-фактор порядка 1,33.

Объективы достаточно компактны и хорошо собраны — толькометалл и стекло, никаких пластиковых элементов. Управляются они полностьювручную и имеют зубчатые кольца фокусировки и диафрагмы.

Из своего опытаработы с этой оптикой могу сказать, что они дают очень резкую картинку даже насамой открытой диафрагме, практически лишены эффекта «дыхания» при изменениифокусировки и не очень бликуют от контрового света.

В общем, на мой взгляд, объективы Meike серии Mini Prime отличноподойдут как для начинающих кинематографистов, так и для опытных, имеющихограничения по бюджету.

Понятно, что Fujifilm установила в X-H2 40 Мп матрицу не для того,чтобы сделать камеру просто дешевле, ухудшив её видеовозможности. Совсемнаоборот. Компания пошла на  некотороеснижение привлекательности камеры для снимающих видео, ради того, чтобы онастала более интересна для фотографов.

Несмотря на то, чтодля многих задач 24 Мп (или 26 на X-H2S) все еще более, чем достаточно, спрос наснимки высокого разрешения, несомненно, растет. Если мы говорим о  рекламной, производственной, другойкоммерческой съемке, то все больше клиентов хотят получать фотографии в 30, 40,50 Мп и выше. Даже частные заказчики уже просят делать снимки максимальновысокого разрешения, чтобы печатать их с качеством, ранее возможным только вгламурных журналах.

Так что решение Fujifilm о выпуске именно такой камерывыглядит максимально разумным. Особенно, учитывая, что все другие современныефотоаппараты с матрицами высокого разрешения (от 40 Мп и выше) стоятзначительно дороже.

Еще до недавнеговремени установка в камеру матрицы с таким высоким разрешением автоматическиозначало, что скорость серийной съемки будет невысокой. 5-7 кадров в секунду –это максимум. Сегодня многомегапиксельные камеры умеют фотографировать быстро.В разрешении 40 Мп X-H2 может снимать со скоростью до 15 к/с смеханическим затвором и 20 к/с с полностью электронным затвором с кропом х1,29.Но X-H2S из-за своей максимально продвинутой матрицы еще быстрее – 40 к/с прииспользовании электронного затвора. В полном разрешении и в RAW без сжатия. Хотя с механическим — те же 15к/с. Что нам совершенно недвусмысленно говорит о том, что механика этих камеркак и многие другие элементы, абсолютно одинакова.

Конечно, у X-H2 есть другие преимуществасвойственные только продвинутым фотоаппаратам. Например, если при использованиимеханического затвора самая короткая выдержка здесь составляет привычные 1/8000секунды, то электронный затвор позволяет установить невероятное значение в1/180000 секунды. X-H2S так не может,и максимально короткая выдержка доступная при съемке с электронным затворомсоставляет «всего» 1/32000 секунды.  

Так же в X-H2, впервые в серии камер Fujifilm X, реализован режим съемки со сдвигом пикселей (за счет матричногостабилизатора) для получения фотографий с очень высоким разрешением в 160 Мп.Правда, в отличие от подобных режимов в некоторых камерах других производителей(Pentax, Olympus), для получения хорошего результата вампонадобится штатив, а сшивание фотографий происходит не внутри фотоаппарата, ав специальной программе, которая называется Pixel Shift Combiner.

Как я уже говорил выше, матрицы этих камер имеют различныезначения нативного ISO,поэтому минимальная стандартная чувствительность X-H2 составляет 125 ISO,а X-H2S 160 ISO.Впрочем расширенные значения совершенно одинаковы и позволяют установитьминимальную чувствительность в 80 единиц ISO.

Выводы

Итак, в результате прямого сравнения двух флагманских камер Fujifilm мывыяснили следующее.

Fujifilm X-H2 имеет два ключевых инесколько второстепенных преимуществ перед Fujifilm X-H2S. Самыеважные — это на 30% более высокое разрешение матрицы и на 650$ более низкаяцена. Я говорю о рекомендованной стоимости, ибо реальная цена в наших магазинахсовершенно не предсказуема. Так же для многих будет важным наличие режимасъемки pixel shift,для получения фотографий разрешением 160 Мп и ультракороткая выдержка вплоть до1/180000 с, которая позволит снимать очень быстрые процессы.

Fujifilm X-H2S же лучше, иликак минимум не хуже, во всем остальном. В частности в скорости серийнойфотосъемки, а так же во всем, что касается съемки видео. Впрочем, как иположено настоящему флагману с самой высокой на сегодняшний день стоимостьюсреди всех камер Fujifilm X.

Материалы для скачивания

Видео и фото исходного качества (10,4ГБ), снятое на Fujifilm X-H2 и X-H2S, можно скачать по ссылке.

Источник: photowebexpo.ru