RED Komodo 6К vs Kinefinity MAVO Edge 6K | обзор-сравнение

RED Komodo 6К vs Kinefinity MAVO Edge 6K | обзор-сравнение

Давненько мы не сравнивали несравниваемое. Со времен,помнится, BMPCC4K, Panasonic Lumix GH5S и Fujifilm X-T3. Думаю, пришло время сделатьчто-нибудь необычное. Так вот, некоторое время назад вышел обзоркинокамеры Kinefinity MAVO Edge6K, и в конце тамбыл такой вывод, что сейчас мало сделать хорошую камеру, надо еще доказать, чтоона достойна внимания пользователей. И у многих возник закономерный вопрос:можно ли вообще сравнивать подобные камеры с продукцией общепризнанных в этойобласти лидеров.

На этот вопрос я и постараюсь сегодня ответить: Kinefinity MAVO Edge 6K будем сравнивать сRED Komodo 6К. Здесь, конечно, более уместна была бы RED Commodo X – она и по цене и похарактеристикам ближе. Но новинку RED найти очень не просто в принципе, нуа в наших краях тем более. Опять же, если посмотреть на реальные цены наторговых площадках, то разница в стоимости обычной RED Komodo 6K и Kinefinity MAVO Edge 6K оказывается нетак уж и велика.

Обычно создатели кинокамер не слишком заморачиваютсяудобством. Практически любая кинокамера – это устройство модульное и каждыйпользователь обвешивает её в соответствии со своими возможностями ипотребностями. Но базовые органы управления и интерфейсы подключения остаютсяна корпусе, и их количество и расположение все же имеет значение.


Kinefinity MAVO Edge 6K

И если Kinefinity в этом отношении камера, скажем, обычная – кромепроприетарных видео разъемов, к которым можно подключить родной монитор ивидоискатель, есть еще два стандартных SDI – на случай, если вы не имеетевозможности использовать оригинальные устройства. Через них можно подключитьлюбой монитор с SDI-входоми беспроводной видеосендер, например, для передачи видео на плейбэк режиссеруили фокуспуллеру.


RED Komodo 6К

На RED Komodo 6К тоже есть – не разъем, а контактная площадка дляподключения проприетарного внешнего монитора, но, учитывая, что стоит такоймонитор практически половину цены камеры, то очень часто с этой камеройиспользуется простой внешний монитор. Так вот на Komodo есть одинвыход SDI и все. Больше никакой возможности забрать видео несуществует. То есть можно подключить монитор, а все остальное уже только черезсквозной канал монитора. А это дополнительная задержка сигнала, что длярежиссера может и не сильно важно, но вот для фокуспуллера может быть критично.


RED Komodo 6К

К тому же Komodo – камера довольно капризная. И этот единственный SDI сильночувствителен к статическому напряжению. Дошло до того, что некоторые аренды,которые дают в аренду RED Komodo,выпустили памятку, в каком порядке подключать устройства к SDI и питаниекамеры, чтобы избежать разряда статического электричества и, следовательно,возможного выхода этого разъема из строя. Вездесущие китайцы сделалиспециальный переходник для решения этой же самой проблемы, правда, я не знаю,насколько он действительно работает.

Вообще есть ощущение, что дизайнер, который создавал Komodo, больше думал о том,чтобы сделать камеру модной, а то, что на неё кто-то будет еще и снимать,волновало его в последнюю очередь. Иначе я не могу объяснить, почему кнопканачала записи находится в самом неудобном месте, которое вообще можно найти – внижнем углу на правой стороне камеры. Да, можно включать запись на тачскрине,но верхняя поверхность обычно перекрыта ручкой и проводами, так что доступ сюдатоже может быть затруднен.

Вполне известно, что самое подходящее место для кнопкизаписи – это нижний передний угол с левой стороны или нижний угол на переднейпанели. Тут даже придумывать ничего не надо было. Короче, чаще всего я этупроблему решаю тем, что на плейбэк режиссеру ставлю телефон с установленнымприложением RED – благомобильное приложение у них действительно очень крутое, – и режиссер самстартует и останавливает запись. Правда, для этого ему надо быть в пределах 10метров от камеры – дальше связь уже может отваливаться.

Самый важный элемент любой кинокамеры – это, конечно,матрица. На RED Komodo установлена матрица с глобальным затвором разрешением около20 Мп, которая позволяет забирать исходник в максимальном разрешении 6144х3240пикселей (17х9). В технических характеристиках формат её указан как Super35, и этот размердовольно сильно отличается от фотографического APS-C. Если быть точнее, то матрица RED Komodo имееткроп-фактор порядка 1,33 (если считать по длинной стороне).

На практике это может стать проблемой при использованиинекоторых фотообъективов от кроп-камер Canon, где, как известно, кроп-фактор составляет х1,6 от полногокадра. То есть такой объектив просто не сможет покрыть эту матрицу. Так жепрактически гарантированно появление виньетки при попытке установитьполнокадровые объективы через спидбустер.

На Kinefinity MAVO Edge 6K стоит матрица с разрешением 24 Мп и более стандартнымсоотношением сторон 3:2. Датчик этот сделан по технологии роллинг-шаттер, чтоследовало бы считать недостатком для кинокамеры, но сейчас уже научились делатьдействительно быстрые матрицы с построчным считыванием, так что появлениеартефактов, связанных со съемкой быстро движущихся объектов, сведено кминимуму. Хотя полностью не исключается, конечно. В конце концов, старшиекамеры той же компании RED (V-Raptor 8K) или Sony (свежепредставленная Burano) тоже имеютматрицы роллинг-шаттер.


Kinefinity MAVO Edge 6K

Опять же, матрицы с глобальным затвором довольно сложнытехнически, и реализовать на них считывание с большой частотой кадров совсем непросто. Поэтому на RED Komodo6К  в максимальном разрешении можнополучить всего лишь 40 к/с, в 4К – 60 к/с, а 120 к/с только в разрешении FHD. В то же время Kinefinity MAVO Edge 6K способнавыдать до 75 к/с в разрешении 6К, а в широкоформатном 4К уже 150 к/с. Ну амаксимальная частота кадров на ней составляет 290 к/с при разрешении FHD.

Но, конечно, если говорить о глобальном качестве картинки –я не имею ввиду резкость, детализацию и прочие подобные параметры, я говорю продинамический диапазон, цветопередачу и другие, часто субъективные вещи – тут RED выигрываетбез вопросов. Заявленная ширина ДД у него составляет более 16 ступенейэкспозиции и пусть в реальности это значение будет меньше, у Kinefinity MAVO Edge 6K всего 14ступеней. Да, этого чаще всего будет достаточно, но далеко не в 100% ситуаций.Учитывая, что эта камера пока не может снимать в RAW, надо очень точно экспонироваться насъемочной площадке, потому что в случае чего спасти из пере- или недоэкспозициинедостающую часть информации уже не получится.


RED Komodo 6К

Ну и фирменный «рэдовский» цвет – не скажу, что он очень ужкакой-то уникальный, – тут дело в другом. Камеры RED давно иочень часто используются на самых разных проектах. У съемочных групп уже естьвполне конкретное понимание того, что у них получится в результате, если онибудут использовать камеру RED.Kinefinity пока только в начале пути к тому, чтобы с их цветом было также удобно работать и получать такой же предсказуемый результат.

В обзоре Kinefinity MAVO Edge 6K я говорил о том, что эта камера имеет двойное нативное ISO и выдает вполне рабочийматериал при любом усилении, которое вы можете на ней выставить вплоть до 10000ISO. Однако наличиеконкретных значений нативного ISOговорит о том, что вне этих, скажем так, точек отсчета, ширина ДД будетуменьшаться. В камерах RED это цифровое усиление работает по-другому. Матрица RED Komodo неимеет нативного ISOвовсе. Или, если хотите, на ней любое значение ISO является нативным. То есть ширинадинамического диапазона всегда остается постоянной и не зависит от выбранногоусиления.

Эта особенность так же означает, что при помощи изменениязначения ISO нельзякомпенсировать потери информации в светлых или темных областях изображения. Тоесть фактически на площадке у оператора остается только два инструмента дляконтроля экспозиции – это диафрагма и фильтр нейтральной плотности. Ну, илипридется изменять общую освещенность сцены, если такая возможность существует.

А, ну да, RED Komodo6K припрочих равных шумит сильнее, чем  Kinefinity MAVO Edge 6K. Если это вас еще почему-товолнует.

Есть еще один очень важный момент, о котором я хотелрассказать. Это официальные поставки в Россию. Компания RED усиленноделает вид, что нас с вами просто не существует, даже попасть на их официальныйсайт можно только через VPN.В то же время камеры Kinefinity продаются вполне официально, имеют сертификацию и гарантиюпроизводителя. Для частников это может не иметь значения, но для предприятий,особенно тех, кто работает в системе грантов или госзакупок, такие условиямогут быть вполне конкретной необходимостью.

Выводы 

Основные преимущества RED Komodo 6K:

1. Конечно, global shutter
2. Широкий динамический диапазон
3. Всем известный сырой кодек Redcode R3D
4. Фирменная цветопередача RED 

Основные недостатки RED Komodo 6K:

1. Отвратительное управление
2. Слабый набор интерфейсов подключения
3. Один слот для карты памяти
4. Нет возможности съемки с высокой частотой кадров
5. Матрица не стандартного размера
6. Нет официальных поставок и гарантии 

Основные преимущества Kinefinity MAVO Edge 6K:

1. Нормальная эргономика и управление
2. Полнокадровая матрица
3. Универсальный байонет
4. Съемка с высокой частотой кадров
5. Встроенная система переменных нейтральных фильтров
6. Хорошая работа на высоких значениях ISO
7. Официальные поставки и гарантия производителя

Основные недостатки Kinefinity MAVO Edge 6K:

1. Нет возможности съемки в RAW (временно?)
2. Матрица rolling shutter
3. Один 3DLut для работы с KINELog3– это мало. Нужна более внятная поддержка расширенного цветового пространства

Конечно, в обзоре  Kinefinity MAVO Edge 6K я немного слукавил. Довольноочевидно, что съемочные группы выбирают определенное оборудование из-запроверенного и много раз отработанного процесса. Цена ошибки в производствекино очень велика и никто не хочет рисковать десятками или даже сотнямимиллионов из-за неправильно подобранной техники.

А если на площадке используют уже зарекомендовавшую себя вдругих проектах камеру, например, то все риски минимизируются. Инженер,техники, операторы – все знают её достоинства и недостатки – как снимать, какремонтировать, если что-то сломается; монтажер уже примерно представляет объемматериала, а у колориста готовы пресеты, 3DLut’ы и другие наработки. Сюрпризы, которые могут вылезти послетого, как весь материал уже отснят, тем более никому не нужны.

Поэтому в ситуации, когда выбор стоит взять известноеоборудование или какое-то новое, пусть даже и с лучшими характеристиками –предпочтение всегда будет отдаваться проверенной технике. Впрочем, авантюристови экспериментаторов в области кинопроизводства всегда было в достатке, так чтопрогрессивные новинки, я уверен, тоже без внимания не останутся.

Материалы для скачивания

Видео исходного качества (10,2 ГБ), снятое на RED Komodo 6К и Kinefinity MAVO Edge 6K, можно скачать по ссылке.

Источник: photowebexpo.ru