Возможно, вы слышали о том, как найти «золотую середину» значения диафрагмы для вашего объектива, чтобы получить максимально резкое изображение. Вы также могли слышать о правиле «f/8 и будь там» (или «ставь восьмёрку и будь на месте»).

Это правило, любимое фотографами-репортажниками, означает, что для получения резких фотографий нужно выбрать диафрагму f/8 и оказаться в месте, где есть что снимать. Другими словами, если не знаешь, какую установить диафрагму — устанавливай f/8 и получишь резкую фотографию.

Но будет ли диафрагма f/8 делать ваши фото резкими в любых ситуациях? А вот и НЕТ!

Давно известно, что у каждого объектива есть своя «золотая середина» диафрагмы. Это такое значение диафрагмы конкретного объектива, при котором можно получить самые резкие (по всей площади кадра) фотографии. Обычно для этого нужно прикрыть самую широкую диафрагму объектива на 2–3 стопа. Что это значит и как это применять на практике?

У каждого объектива есть «золотая середина» диафрагмы для наиболее резких фотографий

Например, если у вас есть объектив 100mm f/2, самая широкая диафрагма, которую вы можете использовать, — f/2. Согласно упомянутого выше правила, чтобы получить кадр, резкий по всей площади, нужно прикрыть максимальную диафрагму на 2-3 стопа. Сделав это, мы получаем диапазон значений диафрагмы от f/5.6 до f/8, который должен обеспечить нам хорошую резкость фото. Пока правило «f/8 и будь там», кажется, работает.

Можно сказать, что, если вам нужно действительно резкое изображение, и f/8 даёт вам достаточную глубину резкости, и у вас достаточно света, чтобы снимать на f/8 без увеличения выдержки или повышения ISO — тогда смело используйте это правило, и снимайте с диафрагмой f/8. А если нет? Тогда читайте дальше.

Когда НЕ стоит следовать правилу «f/8 и будь там»?

Во-первых, при плохом освещении. Очевидно, что если приходится снимать в условиях слабого освещения, то лучше использовать открытую диафрагму. Так можно избежать задирания ISO и сохранить довольно короткую выдержку, снижающую вероятность получения снимков, смазанных из-за дрожания камеры в руках.

Макрофотография пробки на f/8
f/8 не обеспечивает достаточной глубины резкости для макро-фотографий слева. 
Таким образом, чтобы охватить весь объект съёмки, потребовались диафрагмы f/32 и f/25

Во-вторых, если вам нужна большая или меньшая глубина резкости, то диафрагма f/8 — не лучший вариант.

Для пейзажной и макросъёмки вам может потребоваться ещё меньшая диафрагма, например f/11 или f/16. А в портретной фотографии — наоборот, более широкая, например, f/4 (или даже f/2.8 или 1.8), которая помогает лучше размыть фон и выделить модель.

Девушка с зонтиком
Для этих фотографий была выбрана диафрагма f/1.4, чтобы размыть фон и выделить модель

Честно говоря, я никогда слепо не следую правилу f/8, и не рекомендую следовать ему и вам. Вместо этого осознанно выбирайте настройки камеры и останавливайтесь на лучших вариантах для конкретной ситуации и жанра, в котором вы снимаете.

Запись Правило «f/8 и будь там»: всегда ли оно помогает получать резкие фото? впервые появилась Уроки и секреты фотографии.