Два частых заблуждения о фотографии, мешающих фотолюбителям

Фотографии всегда должны быть резкими! Спорим, что вы не раз слышали или читали это утверждение? И не секрет, что на нём зацикливаются многие фотографы. Постарайтесь не попасть в эту ловушку и не превратить безобидный совет в манию и самоцель вашей фотографии. Помните, что иногда небольшое размытие — это хорошо.

Как использовать размытие для улучшения фотографии?

Панорамирование

Вы когда-нибудь пробовали панорамирование? Если говорить упрощённо, оно представляет собой съёмку на длинной выдержке с перемещением камеры вслед за движением объекта съёмки. При этом на полученном изображении размывается фон и, очень часто, часть снимаемого объекта.

Панорамированное изображение — обратите внимание как размытие фона добавляет фотографии динамики

Панорамирование — это лишь один из многих примеров того, как в фотографии можно эффективно и эффектно использовать частично размытые изображения.

велосипедисты
Те же велосипедисты, но снятые с короткой выдержкой и без панорамирования. 
Фото смотрится менее динамично, правда?

Зум-взрыв

А как насчёт зум-взрыва? Если вы ещё не пробовали его, то это забавный способ создания абстрактного изображения. Он заключается в том, что во время съёмки фотограф изменяет фокусное расстояние объектива (то есть зуммирует его).

Пример зум-взрыва. 
ISO 100, f / 22, 3,2 секунды.

Лучше всего этот эффект смотрится при съёмке объектов с ярким светом или неоновыми вывесками.

Принудительное размытие

Ещё один вариант — создать намеренное размытие за счет движения камеры. Это похоже на эффект зум-взрыва, но при этом вы используете ещё более длинную выдержку и намеренно перемещаете камеру так, чтобы размыть объекты в кадре.

Во время съёмки камера перемещалась вверх и вниз для создания этого изображения

Наконец, немного более длинная выдержка при съёмке движущихся объектов, например, спортсменов, домашних животных или птиц, может “заморозить” одни части снимаемого объекта и размыть другие. Ноги или руки, движущиеся быстрее тела, получатся более размытыми. Это может добавить фотографии ощущение динамики и скорости, которых иногда может не хватать при использовании более короткой выдержки.

Боязнь снимать на ISO выше 400

Многие фотографы, которых я видел, избегают повышать значение ISO выше 400 или около того. Почему? Потому что они хотят избежать шума и зернистости, присущих изображениям с высоким ISO.

Я не рекомендую придерживаться этого совета, потому что, если вы не будете увеличивать ISO, вам придётся настраивать экспозицию за счёт других параметров.

Вспомните о треугольнике экспозиции.

Если вы уже используете максимально открытую диафрагму, то компенсировать невысокие значения ISO, вы сможете только за счёт увеличения выдержки. Причём часто выдержку нужно будет увеличить настолько, что она выйдет за пределы оптимальной (помогающей избежать на фото “шевелёнки”), рассчитываемой по формуле: 1 / фокусное расстояние объектива.

ISO 400, f / 5,0 на 1/6 секунды. 
Видите, как размыто это изображение из-за низкого ISO и длинной выдержки?

При съёмке с рук, оптимальные значения выдержки всегда будут меньше единицы. Например, с объективом 200 мм желательно снимать на выдержке не длиннее 1/200 сек. Но если вы будете использовать ISO не выше 400 в условиях слабого освещения, вы получите более длинную выдержку и рискуете получить на снимках размытие, вызванное дрожанием ваших рук.

ISO 5000, f / 5,0 при 1/60. 
Уже намного лучше! 
Обратите внимание, насколько фото резче того, что вы видели выше

Это причина No1, по которой начинающие фотографы получают размытые фотографии. И чем более закрытую диафрагму вы используете, тем меньше света будет попадать в камеру, и, следовательно, камера будет пытаться исправить эту ситуацию за счёт увеличения выдержки.

Так что для того, чтобы не сталкиваться с этой проблемой, не бойтесь использовать высокие значения ISO.