Обзор кинокамеры Z-Cam E2-F6 Pro

Обзор кинокамеры Z-Cam E2-F6 Pro

Честно говоря, когда мне предложили взять камеру Z-Cam E2-F6 Pro на обзор, я хотел отказаться. Потому что формально этообычная Z-Cam E2-F6,которую мы с вами подробно рассмотрели ещё в 2022 году. Во всяком случае, здесьустановлены точно такие же матрица и процессор обработки изображения. То естьснимать, по идее, эта камера должна точно так же, как и более дешевая версия.

 

Однако оказалось, что обновлений тут гораздо больше, чемпросто пара дополнительных разъемов. Плюс, в свете изменений, которые решилавнести в свою линейку камер компания Blackmagic Design, – а мы очень скоро поговорим обэтом подробнее в обзоре одной из новинок этого производителя, – сейчасстановятся интересны все недорогие кинокамеры.

Так что давайте посмотрим, на что способна Z-Cam E2-F6 Pro, – один из главныхпретендентов на звание «бюджетной кинокамеры для всего».

 

Начнем с того, чтотеперь камера комплектуется накамерным монитором. Он имеет диагональ 5 дюймов,разрешение 1920х1080 пикселей и цветовой охват Rec709. Экран, конечно, сенсорный. С помощью негоможно управлять всеми функциями камеры. Это важное отличие от обычной E2-F6, где настраивать камеру можно было только через микроскопическийэкранчик на корпусе сверху.

 

Впрочем, этот маленький экранчик тоже остался, так что вслучае, если по каким-то причинам вы не хотите или не можете использоватьштатный монитор, управлять параметрами камеры можно и по старинке кнопками накорпусе.

 

Поскольку по кабелюот камеры к монитору передается не только видео, но и питание, а так же сигналыуправления, то подключается он проприетарным разъемом. Экран имеет максимальнуюяркость 1000 нит, так что им можно пользоваться и на улице в солнечный день,без защитного козырька. Все отлично читается. На корпусе монитора слева есть функциональные клавиши с помощью которыхможно быстро включить самые необходимые функции. По умолчанию на них назначены:фокус-ассистент, пикинг, ложный цвет и экранный 3DLut, но можно установить и что-то другое.

В целом, по опыту, мониторчик в порядке – очень отзывчивыйсенсор, функциональность на высоте, – работать с ним удобно, но хотелось бы ещеиметь настройки непосредственно самого экрана. Резкость, насыщенность, контрасти тому подобное. Сейчас можно поменять только яркость и все.

 

Как я уже сказал вкамере установлена полнокадровая 24 Мп матрица, такая же, как и в обычной Z-Cam E2-F6. Если я правильно помню, то этот датчикизображения вообще один из самых популярных и в том числе используется внекоторых беззеркальных гибридных камерах. Байонет остался тот же, Canon EF, а вот корпус камеры изменился. Теперь этоне кубик, а аккуратный параллелепипед, большую часть внутреннего пространствакоторого занимает активная система охлаждения.

 

Я не знаю, как обычная E2-F6 обходитсяпассивным охлаждением, потому что эта камера греется. И если вы планируетезаписывать длительные фрагменты видео, – интервью, подкаст или использовать еёна продолжительной трансляции, то сразу надо поставить скорость вращениявентилятора на максимум. Да, это добавит шума, но, опять же по опыту, еслитолько вы не записываетесь в абсолютно тихой студии, то проблем никаких небудет. Осветительные приборы обычно шумят гораздо сильнее. Я пробовал ставитьавтоматический режим охлаждения, тогда вентилятор почти не слышно, нотемпература камеры буквально за 15 минут поднималась до 70 градусов ирисковать, честно говоря, я просто не стал. Изменил скорость вращения намаксимальную, благо сделать это можно не останавливая запись.

Для питания камерытеперь используются батареи типа V-mount и это отличныеновости. От одного аккумулятора можно питать не только камеру, но иоборудование  дополнительно на нейустановленное, например, видеосендер, фоллоу-фокус, внешний рекордер или что-тоеще. Учитывая огромное разнообразие батарей такого типа, сейчас можно подобратьаккумулятор под свои потребности: полегче и покомпактнее для съемки с рук илибольшей емкости для длительной работы без перерыва.

Учитывая, что максимальное потребление Z-Cam E2-F6 Pro составляетнемалые для камер этого типа 50 Ватт, без учета навесного оборудования, — емкиебатареи лишними совсем не будут. Потому что с батареей на 99 Втч, такой, какустановлена у меня сейчас, камера в минимальном обвесе проработает непрерывно менеедвух часов, что совсем немного.

Но самое важное, намой взгляд, изменение — это полностью переработанная интерфейсная панель.Теперь тут, кроме разъёма HDMI, появился 12G SDI, что позволяет сильнорасширить возможности камеры, например, без ограничений использовать её дляпрямых трансляций. Так как это делает возможным одновременно пользоватьсянакамерным монитором и через видеосендер или по кабелю отдавать видео наэфирный пульт без всяких сплиттеров и сквозных каналов, которые увеличиваютзадержку сигнала.

Даже если я захочу установить другой монитор, большейдиагонали или яркости, то у меня все равно останется один свободный разъем длявывода видео. Причем оба они работают в разрешении вплоть до 4К 60 к/с с 10-битнымпредставлением.

Так же тут есть портEthernet, при помощикоторого можно камеру подключить к компьютеру для управления, питания и прямойтрансляции видео. Второй BNC-разъемдля таймкода генератора. Двухпиновый Lemo для подключения внешнего источника питания. С другой стороны USB-C, 2,5 мм разъем для дополнительного пульта управления, два 3,5 мм гнездадля подключения наушников и внешнего микрофона, а так же коаксиальный разъемдля антенны Wi-Fi.

Еще один такой же есть на передней панели, рядом микроXLR длязаписи чистового звука и выход питания 12В 2А. Кнопка записи теперь не такая гигантская, как на простой E2-F6, но расположена удобно и ярко подсвечивается.

Однако есть моменты мне не до конца понятные. То, чтоработало и было полезным в простой Z-Cam E2-F6, тут не функционирует илифункционирует иначе. Например, здесь странная ситуация с носителями для записивидео. В качестве карты памяти для Z-Cam E2-F6 Pro заявлен специально разработанный носитель под названием ZBlade, который по факту является модифицированнойкартой памяти CFast2.0 c дополнительнымрадиатором.

Выпускает такие фирма Exascend – давний партнер компании Z-Cam. Сделано это очевидно потому, что, как я уже сказал выше,камера греется довольно сильно и надо оперативнее отводить тепло от носителя. Ихотя цены на эти карты памяти вполне божеские, найти в продаже их будет совсемне просто. Так же в комплекте с камерой идет переходник, который позволяетиспользовать обычные карты CFast2.0, то есть для пользователей фактически ничего не меняется, можно работать спривычными носителями, как и раньше.

Но. В обычной Z-Cam E2-F6 была возможностьподключить в качестве накопителя через USB-C внешний SSD и таким образом избежать проблем с дорогими или редкимикартами памяти. В E2-F6 Pro, по не вполне понятной причине, таксделать нельзя. Хотя в технических характеристиках на официальном сайте этавозможность заявлена. Очень надеюсь, что поддержка внешних накопителей появитсяпозже, с обновлением прошивки.

Важность хорошегомониторинга на съемочной площадке сложно переоценить. Контролироватьизображение при помощи небольших мониторов установленных прямо на камеру частосложно даже оператору, а людям не занятым непосредственно съемкой (режиссёру,фокус-пуллеру и другим) еще и крайне неудобно. Поэтому часто на съемочныхплощадках есть отдельное место, которое называют «плейбек», где установленыодин или несколько режиссерских мониторов с экранами большой диагонали.

Буквально несколько недель назад компания SWIT выпустила обновленную версию своеговесьма неплохого продакшн-монитора FM-21HDR,которая называется очень похоже: SWIT FM-215HDR.


SWIT FM-215HDR

Новинка поставляетсясразу в алюминиевом кейсе, имеет 10 битный экран (8 бит+FRC) размером 21,5 дюйма, выполненный потехнологии квантовых точек (QLED), охват его составляет 97% цветового пространства DCI P3, а максимальная яркость заявлена на уровне1000 нит. То есть им совершенно спокойно можно пользоваться даже при дневномосвещении, без солнцезащитного козырька. Монитор поддерживает отображениеконтента как в SDR,так и в HDR и PQ и HLG, а так же работает с логарифмическими профилями.

Несмотря на то, чторазрешение монитора составляет 1920х1080 точек, он поддерживает отображениевидео в 4К до 60 к/с. Имеет 3 входа 3G SDI и один 12G SDI, один вход HDMI 2,0, а так же 2 выхода SDI (3G и 12G). Монитор способенработать в режиме quadview, то есть отображать видео от четырех источников одновременно, гамму ицветовое пространство можно выбирать произвольно для каждого из них. Так жеподдерживается dualview – изображение от любых двух источников в режимах «картинка в картинке» и«картинка рядом с картинкой». Причем как в горизонтальном, так и в вертикальномрасположении, что будет удобно при съемке контента для соцсетей.

SWIT FM-215HDRоснащен несколькими функциональными кнопками на передней панели, так что выможете быстро изменить настройки яркости, контрастности, насыщенности иливыбрать источник сигнала. Также есть пять функциональных кнопок, назначаемыхпользователем, и четыре профиля пользователя. Монитор также имеет встроенныеинструменты мониторинга, включая вэйфворм, фокуспикинг, RGB моно, гистограмму,зебру, ложный цвет, маркер и аудиосигнал. Питание может осуществляться как отсети переменного тока, так и от аккумуляторов типа V-Mount или другого источника напряжением 12В.

Когда я готовился к этому выпуску, то совершенно случайноузнал, что камеры Z-Cam использовалисьпри съемке фильма «Миссия невыполнима – 7». Причем не только в качествекраш-камер, но и во многих других ситуациях, где пригодилась их легкость икомпактность. Вряд ли там применяли конкретно E2-F6 (и уж точно не версию Pro), скорее всего этобыла Z-Cam E2-S6G – камера с матрицейразмера Super35 и глобал-шаттером,но использование в проекте с таким гигантским бюджетом, как минимум, говорит отом, что у камер Z-Cam  всё впорядке с динамическим диапазоном и цветопередачей.

Когда E2-F6 Pro только анонсировали, то обещали длянеё новую цветовую гамму. Так это или нет, сказать сложно, на первый взглядничего не поменялось, да и название Z-Log2осталось прежним, но свежий набор 3DLut’ов на официальном сайте появился, мне кажется, что он просточуть точнее трансформирует цвет из расширенного ЦТ в стандартное.

Для обработкилогарифмического профиля Z-Log2 потребуются определенные навыки, впрочем,ничего сверхъестественного, достаточно базовых умений цветокоррекции. Ну а длятех, кто совсем не хочет заморачиваться обработкой видео на посте, в камерепредусмотрены и другие съемочные профили: Flat, HLG, Concert и Rec709.

Поскольку основные элементы, влияющие на созданиеизображения — матрица и процессор — не поменялись, то можно ожидать, что камераснимает так же, как и её предшественница. Подробно все это мы рассматривали ужев обзоре Z-Cam E2-F6, но напомнить основные моменты непомешает.

Итак, в максимальном разрешении 6К open gate ссоотношением сторон 3х2 камера способна записывать видео с максимальнойчастотой 30 к/с. Обрезка 6К до широкоэкранного режима 2,4х1 позволит увеличитьчастоту кадров до 60. Высокоскоростную съемку с частотой до 120 к/с можно вестис максимальным разрешением 4К, но тоже с соотношением сторон 2,4х1. При съемкеС4К и UHD 16х9 можно использовать частоту 90 к/с. Ну а самая высокаяскорость съемки в 170 к/с доступна при разрешении 2112х1188 пикселей.

В обычной Z-Cam E2-F6 для записи видео можно использоватьцелый набор кодеков. Начиная с межкадровых, 8-битного H264 и 10-битного H265 и заканчивая внутрикадровым Apple ProRes и проприетарным 12-битнымсырым кодеком Z-Raw. Все это можно сохранятьна внутреннюю карту памяти или подключенный через USB SSD-накопитель, а на внешнийрекордер, через разъем HDMI дополнительно можно выводить RAW в болеепривычных форматах BM Raw и Apple ProRes Raw.

В новой камере избавились от всего, кроме Apple ProRes, конечно со всеми егомодификациями: HQ,4:2:2, LT и Proxy.То есть 10 бит 4:2:2 – это максимум, на который стоит рассчитывать при записина карту памяти. Во всяком случае, на текущий момент. Впрочем, думаю, что длязадач, в основном стоящих перед Z-Cam E2-F6 Pro, этого более, чем достаточно. А на внешний рекордер покадоступна запись только Apple ProRes Raw.Опять же, я надеюсь, что с обновлением прошивок добавится еще и BlackMagic Raw.

Камера имеет дванативных значения ISO.400 и 2500 единиц. Их и следует использовать для получения максимальной шириныдинамического диапазона, которую здесь обещают целых 15 ступеней экспозиции,что для камеры в этом ценовом сегменте совсем недурно. Конечно, можновоспользоваться расширением ISO и выбирать значения от 100 до 51200 единиц, либо выбрать автоматическуюрегулировку. При работе на чувствительности вплоть до 10000 ISO за качество картинки можно не переживать, нуа дальше уже скорее всего придется пользоваться шумоподавлением припостобработке.

Я должен, наверное, пояснить запрос, который я сделал всамом начале — что в моем понимании есть «бюджетная кинокамера для всего». Этотакая не слишком дорогая камера, с помощью которой можно закрыть максимумпотребностей в недорогом видеопроизводстве при минимуме проблем — это важно.Интервью, подкасты, реклама, музыкальное видео, короткометражное кино и, чтоочень важно, прямые трансляции: конференции, концерты и все им подобное.

У меня пока что с этой ролью успешно справляется BMPCC4K, но апгрейд уже потихоньку назревает,а новинки Blackmagic Designчто-то энтузиазма не вызывают, честно говоря. Возможно, я поменяю свое мнениепосле обзора одной из этих новых камер, который уже скоро будет, но, в любомслучае, если раньше, глядя на предыдущие камеры Z-Cam я всегда думал: «Да, камера вобщем-то вполне окей, но есть же Blackmagic, который мне подходит гораздо лучше», то сейчас наполном серьезе у меня крутится мысль: «А что… Это совсем не плохой вариант».

На сегодня у меня все. Я хочу поблагодарить компанию«Синхро» за камеру и монитор, которые они любезно предоставили на обзор.Подробности технических характеристик и актуальные цены вы можете узнать,перейдя по ссылкам в описании.

Материалыдля скачивания

Видео исходного качества (5,76 ГБ), снятое на Z-Cam E2-F6 Pro, можно скачать по ссылке.

Источник: photowebexpo.ru