Обзор и тест радиосистемы Hollyland LARK M2

Обзор и тест радиосистемы Hollyland LARK M2

Не так давно компания Hollyland представила свою новуюкомпактную радиосистему LARK M2, которая выпускается с двумя передатчиками иприёмником как для камер, так и для смартфонов, в зависимости от комплектации.Ко мне на тестирование приехал максимальный комплект LARK M2Combo, и сегодня мы с вами рассмотрим все его особенности и функции.Несмотря на компактные размеры и сравнительно небольшую цену, комплектпредлагает отличную эргономику и запись звука высокого качества. Всё это мысегодня и проверим.

Hollyland LARK M2

Что в комплекте?

Ко мне приехал расширенный комплект LARK M2 Combo, в которомпомимо двух микрофонов/передатчиков имеются три приёмника – один для камеры,другой для смартфонов с интерфейсом Type-C, а третий для iPhone с интерфейсомLightning. Вряд ли в работе приёмников для iOS и Android имеются какие-либопринципиальные отличия, поэтому мы протестируем один. Далее по тексту подприёмником для смартфонов будет подразумеваться версия с интерфейсом Type-C.

Комплект Hollyland LARK M2 Combo

В комплекте Combo:

  • Два передатчика со встроенными микрофонами и магнитными держателями
  • Приёмник для подключения к камере
  • Приёмник для подключения к смартфонам и планшетам с интерфейсом Type-C
  • Приёмник для подключения к iPhone с интерфейсом Lightning
  • Зарядный кейс
  • Две мохнатые ветрозащиты
  • 2 клипсы с магнитами
  • Кабель TRS-TRS 3.5 мм для подключения приёмника к камере, кабель витой, егодлина примерно 25 см
  • Кабель USB Type-C – Type-A для зарядки и подключения к компьютеру, длинакабеля 80 см
  • Мягкая сумочка для аксессуаров с 2 отделениями
  • 2 подвески на шею с магнитными держателями
  • Инструкция, комплект стикеров

Эргономика LARK M2

Первые ощущения, когда открываешь коробку и достаёшь радиосистему – какая же онамаленькая! Всё-таки у человека есть какой-то предел тактильной чувствительности,и инженеры компании Hollyland вплотную подобрались к нему. Микрофончики своимиразмерами похожи на шипучие таблетки витамина C или на пуговицы на одежде, априёмник меньше и легче спичечного коробка. Интересно, что изображенияустройства на сайте ни в коей мере не отражают его реальные размеры, япредполагал, что эти размеры несколько больше. Про приёмники для смартфоновможно сказать то же самое – они не весят почти ничего.

Микрофоны-передатчики крепятся к одежде исключительно при помощи магнитов,благодаря их крошечным размерам никаких клипсы или зажимы другой конструкции накорпусе просто не разместить. Этот факт следует учитывать, если, например,захочется закрепить микрофон на стойку или какой-то кронштейн – сам форм-факторустройства подразумевает крепёж на одежде при помощи магнита. При желании можноповесить микрофон на шею при помощи подвески, их в комплекте две штуки. Такжедля тех, кто хотел бы закрепить микрофон на одежде именно при помощи клипсы, вкомплекте предусмотрены 2 магнитные клипсы, но фото они овальной формы, справаот витого кабеля. Кстати, на стойку или штатив микрофон можно будет попробоватьзакрепить при помощи этих зажимов-клипс.

Работая с радиосистемой, нужно иметь гибкие чувствительные пальцы, на холодезамёршими руками микрофоны лучше не брать, так как их запросто можно уронить ипотерять, например, в снегу.

Приёмник для камер несколько больше передатчиков, у него на нижней грани имеетсяклипса на “холодный башмак” камеры или рига, приёмник оснащён крутящимсяколесом, которое крутится с лёгким тактильным щелчком, и крутится оно безостановки, без стопоров справа и слева. Это колесо отвечает за уровень записиодновременно двух микрофонов и предлагает три положения: тихий, средний и оченьгромкий, визуально это отображается на корпусе при помощи светодиодов.

На приёмнике отсутствует экран, как это сделано в профессиональных системахведущих производителей; например, приёмник Hollyland LARK MAX оснащён экраном.На практике к отсутствию OLED-экрана привыкаешь моментально – пришёл на съёмки,установил камеру, подключил радиосистему и начал запись. Когда всё настроенозаранее, никакие манипуляции не требуются, ты просто снимаешь видео и получаешьожидаемый результат. Поэтому про экран можно сказать так – если требуетсяпостоянно что-то настраивать и экспериментировать, удобнее это делать с ним,используя старшую модель радиосистемы. Комплект LARK M2 – прост и понятен, онподойдёт для работы в стиле “подключил и записал”.

Приёмник LARK M2 на камере

Внимание! За уровнем громкости всё-таки нужно следить, так как колесо наприёмнике, которое как раз и отвечает за этот самый уровень, крутится оченьлегко, и сбить настройку можно запросто. Я всегда устанавливал на 2 положение –первое слишком тихо, третье уже перебор по уровню. На приёмнике имеются двекнопки – включения питания и режим/сопряжение, а также порт Type-C для зарядки иподключения к компьютеру.

Запись голоса

Микрофоны очень чувствительные. Будучи закреплёнными на одежде при помощимагнита, они будут “ловить” все движения спикера, когда он двигает руками,поворачивается, наклоняться и так далее – в аудиодорожке возможен звук от тренияодежды о корпус микрофона. Хуже, если спикер имеет привычку поглаживать бородуили перебирать бусы, так как все эти манипуляции руками около микрофона будутсоздавать нежелательный шум в звуковой дорожке, и шум этот будет отчётливослышен.

Микрофон на одежде Оптимальное расстояние до микрофона

В целом звук микрофонов порадовал. Мы с коллегами провели несколько 2-часовыхстримов, как разговорных, так и с музицированием, приёмник LARK M2 мы подключалик аудиоинтерфейсу Steinberg UR-44C при помощи кабеля TRS 3,5 мм – два XLR. Звукчистый, запас по громкости большой, на приёмнике LARK M2 я выставил уровень на 2деления, на аудиоинтерфейсе гейн каждой дорожки выставил примерно на 2–3 часа.Голос я слегка обработал компрессором, встроенным в аудиоинтерфейс, при желанииможно создать лёгкий стереоэффект, распределив микрофоны по панораме на 11 часовлевый и на 1 час правый.

Из наблюдений – качество звука будет наиболее оптимальное в том, случае, еслиспикер будет держать голову и говорить прямо, сохраняя кратчайший векторпередачи сигнала между своим лицом и закреплённым микрофоном; звук становитсятише, когда спикер поворачивает голову в сторону. Этот момент следует учитыватьпри записи стримов или интервью с двумя участниками, когда гость и ведущий сидяти говорят повернувшись друг к другу полу-боком, а не говорят прямо в камеру. Втаком случае желательно микрофоны закрепить на одежде чуть сбоку.

Фрагменты стрима с двумя участниками.
Справа:микрофон на пёстрой одежде ведущей

Ещё из наблюдений – микрофоны настолько маленькие, что на пёстрой или чёрнойодежде в кадре их не видно вообще, несмотря на синий светодиод, которыйпостоянно горит на микрофоне-передатчике при работе. Более того, микрофоныпохожи на пуговицы или какие-то украшения, поэтому создаётся полная иллюзия, чтозапись ведётся на микрофоны-пушки, закреплённые вне кадра.

И ещё из наблюдений – желательно закреплять микрофон на расстоянии “одногобуратино” он лица спикера. Как это сделать, показано на примере выше.“Буратино” – это жаргон операторов, который наиболее ёмко и точно описывает эторасстояние. Фрагмент записи нашего стрима я также приложил в архиве со всемитестами.

Технология борьбы с шумом

В шумных местах, например при съёмке блога на улице, имеет смысл включатьсистему шумоподавления, или, как её называют операторы, “шумодав”. Системавключается кнопкой на микрофоне сразу для двух микрофонов, не получится на одномеё задействовать, на другом нет. Разумеется, при работе “шумодав” вносит сильнуючастотную коррекцию, и голос немного искажается, этот эффект чем-то напоминаетто, как мы с вами слышим звуки под водой. Однако, разумеется, этот эффект ненастолько сильный, в то время как окружающий шум снижается существенно, поэтомув ряде случаев, особенно на шумной улице, эта система незаменима.

В архиве с примерами можно найти тестирование работы системы шумоподавления наулице. Главное – следить за цветом светодиода на корпусе микрофона-передатчика ине включать “шумодав” там, где этого не требуется, особенно при записи в тихомпомещении и записи музыки.

Также следует понимать различия в использовании мохнатой ветрозащиты, котораяснижает эффект задувания ветра и работы “шумодава”, который частотнообрабатывает сигнал голоса, удаляя из звуковой дорожки нежелательный шум. Посути это два разных инструмента, и желательно использовать их при необходимостии к месту.

Тест дальности действия

Производитель заявляет какие-то нереальные цифры – до 300 м в прямой видимости,а ведь при тестировании видеосендера Hollyland COSMO мы с вами выяснили, чторасстояние 300 метров, или 300 моих шагов, – это очень много, на такомрасстоянии я сам уже камеру со штативом не вижу, а камера с телеобъективом 200мм меня видит с большим трудом. Какой смысл в такой дальности действия? Скореевсего, это сделано с запасом или для каких-то неведомых автору ситуаций съёмки.Я провёл тест дальности, отойдя от камеры примерно на 100 и даже на 150 шагов,при повороте лицом к камере сигнал был устойчивый, однако особого смыслаостанавливаться на этом тесте я не вижу.

Куда интереснее выяснить, не будет ли прерываться звук, если повернуться ккамере боком или спиной? Очевидно, что спикер на видео не будет постоянно стоятьлицом к зрителям, он может что-то пилить, строгать, таскать, в конце концовписать что-то маркером на доске, продолжая при этом говорить. И на этот случай укомпании Hollyland имеется решение – антенна микрофона LARK M2 имеет высокийкоэффициент усиления LDS, что расшифровывается как Laser Direct Structuring, этафункция в теории уменьшает помехи, вызванные человеческим телом. Остаётсязагадкой, как все эти технологии уместились в таком маленьком корпусепередатчика.

Тестирование разворота спиной к камере

Результаты разговора к камере спиной:

  • На расстоянии 3–4 шагов от камеры связь ловится отлично, можноповорачиваться хоть спиной, хоть лицом, всё работает без помех.
  • На расстоянии 10–12 шагов от камеры всё хорошо, была пара пауз в передачесигнала.
  • На расстоянии 18–20 шагов при повороте спиной слышны небольшие прерывания,можно сказать, “заедания” сигнала, голос разобрать можно.
  • На расстоянии 30 шагов от камеры при повороте спиной сигнал прерывается,хотя всё ещё можно разобрать слова.
  • Находясь на расстоянии примерно 50 шагов от камеры поворачиваться спинойнельзя – сигнала нет.
3–4 шага 10 шагов
20 шагов 30 шагов

Запись музыкального выступления

Некоторые читатели оставляли комментарии под моими обзорами радиодиосистем, что,мол, эти приборы не предназначены для записи музыки, а рассчитаны только назапись голоса. А вот и нет, ведь теперь даже сама компания Hollyland на своёмсайте приводит пример, в котором скрипач практикуется в игре, прикрепивмикрофончик LARK M2 на правый лацкан пиджака. Музыку записывать можно, и ещёкак! Разумеется, речь идёт не о профессиональной студийной звукозаписи, а длязанятий, репетиций, стримов и даже совместного музицирования и сочинения музыкичерез сеть – почему нет?

Музыкальное выступление. Фрагмент стрима

К слову сказать, мои новые электронные барабаны NUX DM-7X прекрасно позволяютрепетировать вдвоём или втроём без подключения к какой-либо электронике, толькоблагодаря собственным звукам пэдов. Для электронной музыки такой вариант,конечно, не подойдёт, а вот для игры акустического рока это оказалось дажеудобнее использования традиционной акустической барабанной установки, так какможно играть тихо, спокойно, отлично слыша друг друга и не мешая при этомсоседям.

Именно такой вариант мы с коллегами-музыкантами и решили записать в рамках тестаLARK M2, отрывок нашей репетиции мы предлагаем вниманию читателей. Внимание! Впримере не готовая музыкальная композиция для прослушивания, а пример записирепетиции для разбора музыкантами, надеюсь, что разница понятна всем. Примербудет в архиве со всеми другими примерами в конце этой статьи.

Работа в одном пространстве с другими радиосистемами

Как записать подкаст или интервью с 3 или 4 участниками? Можно, конечно,раздобыть специальную 4-канальную радиосистему, однако наиболее очевидный способ– задействовать два двухканальных комплекта. Сегодня нам поможет WGII, будут ликонфликты, смогут ли эти комплекты исправно работать в одном пространствебок-о-бок, не создавая помех?

Работа бок-о-бок с другой радиосистемой в одном помещении

Мы с коллегами сняли музыкальное выступление на две камеры, используя дверадиосистемы, каждый комплект работал на свою камеру. В результате мы получиличетыре независимые аудиодорожки, две на одной камере и две на другой, чтооказалось удобно для последующего монтажа. Фото выше демонстрирует лишь примертакой работы, я забыл подключить WGII к камере аудиокабелем :)

Работа со смартфоном

Система совместима с устройствами с интерфейсами Type-C или Lightning, в моёмкомплекте Combo имеются два приёмника для смартфонов, и для одного, и длядругого стандарта. Для начала работы со смартфоном никаких дополнительныхприложений или драйверов не требуется, достаточно вставить приёмник в портсмартфона и выполнить сопряжение с микрофонами/передатчиками. Сопряжениеделается один раз, после чего устройства будут подключаться быстро.

Смартфон на Android и LARK M2

Недоумение может возникнуть, если пользователь работал сперва с приёмником длякамеры, после чего решил поработать со смартфоном, в таком случае потребуетсявыполнить сопряжение. Для этого необходимо:

  1. Вставить приёмник в порт смартфона. Светодиоды замигают синим.
  2. Выполнить долгое нажатие на кнопку приёмника 3 секунды. Светодиоды замигаютбыстрее.
  3. Выполнить долгое нажатие на кнопку микрофона/передатчика 6 секунд.Устройства обнаружат друг друга и после сопряжения светодиоды будут горетьсиним. Работать можно только если светодиод не мигает, а горит постоянно, этоважно.
  4. Повторить для второго микрофона/передатчика.

Далее можно выполнять запись на диктофон смартфона, однако гораздо интереснееснимать видео – штатное приложение моего Android смартфона замечательно работалос микрофоном LARK M2. Качество записи ожидаемо отличное, такое же, какое былопри работе с камерой.

  • При необходимости можно использовать систему шумоподавления.
  • Двойное нажатие на кнопку микрофона/передатчика позволяет удалённостартовать и останавливать запись, что мега-удобно – не нужно подходить ксмартфону для съёмки себя. Производитель предупреждает, что данная функция будетработать не во всех приложениях для смартфонов, однако проверить её работу несоставляет труда. У меня всё работало отлично.
  • Это же двойное нажатие позволяет делать фотографии в режиме фотосъёмки.
  • Когда приёмник подключен к смартфону, можно воспроизводить записи напрямую,без необходимости отключения.
  • При работе со смартфоном поддерживается только моно режим,то есть оба микрофона пишутся одновременно в аудиодорожку видеофайла.

В ходе тестирования удалось проверить работу радиосистемы с iPhone одной изпоследних моделей – всё работало отлично, приложение для съёмки видеофункционировало точно так же, как на Android.

Работа в качестве аудиоинтерфейса для компьютера

Радиосистема способна работать с компьютером как обычный USB-микрофон, толькогораздо удобнее – одновременно с двумя микрофонами, к тому же без проводов. Приподключении к компьютеру Windows определяет приёмник радиосистемы как “Wirelessmicrophone”. Однако сразу же возникает нюанс – как и при работе со смартфоном,сигнал пишется только моно, в стерео режим переключиться неполучается, и отдельно отредактировать голос каждого собеседника на монтаже неполучится. Это следует учитывать при съёмке интервью или иных мероприятий сдвумя участниками, используя подключение к компьютеру по USB.

Подключение LARK M2 к компьютеру по USB

Обратите внимание на фото выше – два светодиода выше колеса настройки громкостигорят зелёным, что говорит нам о том, что запись ведётся в моно. Когда этисветодиоды горят синим, то работает режим стерео, режимы переключаются кнопкой Mна приёмнике. Однако при подключении к компьютеру по USB это переключение неработает. Возможно, это чисто программная фишка, и её исправят в будущихобновлениях.

Работа в качестве аудиоинтерфейса может быть полезна для проведения стримов, содним или двумя участниками, и даже музыкальных стримов, когда нет необходимостииметь каждый микрофон на своей дорожке. Работая одному, очень удобно записыватьзакадровый голос напрямую в программу монтажа, применений придумать можно ещёмного.

Можно ли подключить LARK M2 к звуковой карте

Аналоговый выход у приёмника LARK M2 для камеры – маленький стерео джек TRS 3,5мм, при помощи него можно запросто подключить этот приёмник к звуковой карте,имея необходимый кабель.

Для какой цели, спросите вы, подключать приёмник радиосистемы LARK M2 к звуковойкарте аналоговым способом, если, как мы только что выяснили, этот самый приёмниксам может служить звуковой картой и оцифровщиком сигнала? Ответы очевидны: 1)получить режим стерео при работе с компьютером и 2) для работы в связке сдругими микрофонами и другими источниками звука, например музыкальнымиинструментами, включёнными в инструментальный или линейный входы многоканальногоаудиоинтерфейса.

Подключаем приёмник радиосистемы LARK M2 в 2-канальную звуковую карту

Для работы с аудиоинтерфейсами и беспроводными микрофонами я приобрёл кабель TRS3.5 мм – два XLR, который как раз и задействован на фото выше. Но есть одно “но”– аудиоинтерфейсы разных производителей по-разному работают с совмещёнными XLR иинструментальными входами, что уже выходит за рамки данного обзора. Обратитевнимание на гейн первого и второго каналов – он на 10 часов, усиление наприёмнике LARK M2 на 1 деление, и это позволяет получить достаточный уровеньзаписи. И ни в коем случае не подаём фантомное питание 48V, за этим надовнимательно следить!

Питание и зарядка

Зарядный кейс очень удобен. По сути, нам нужно всего лишь следить за тем, чтобыэтот кейс был всегда заряжен, так как все три устройства у нас будут постояннопополнять свой заряд, будучи вставленными в него в свои ячейки. Время автономнойработы от встроенных аккумуляторов: передатчики по 10 часов, приёмник – 9 часов.

Процесс зарядки в кейсе

Зарядный кейс рассчитан для работы с двумя микрофонами/передатчиками и однимприёмником для камеры. Все три устройства в зарядном кейсе успеют полностьюзарядиться за 1,5 часа; за процессом зарядки можно наблюдать визуально – когдабудут гореть все четыре светодиода на корпусе кейса, это означает, что зарядполный, как на фото выше.

Благодаря своему аккумулятору кейс сможет полностью зарядить весь комплект 3раза подряд. Удобно. В результате в ходе тестирования этот кейс я зарядил всегоодин раз, как только достал из коробки, после чего не заряжал ни разу – онработал и работал, и разряжаться не собирался. С одной стороны, этозамечательно, с другой – теряешь бдительность, так как к хорошему привыкаешьбыстро; ведь кейс всё-такие время от времени необходимо заряжать.

Приёмники для смартфонов необходимо заряжать при помощи интерфейса Type-Cотдельно, зарядный кейс для них не предназначен. Микрофоны, наоборот, возможнозарядить только в своём зарядном кейсе.

Примеры записи звука

АрхивZIP. Внутри тестовые фрагменты без какой-либо обработки на компьютере, какбыли записаны, формат WAV.

  1. Запись голоса на улице. Тестирование системы шумоподавления и работымохнатой ветрозащиты. Сравнение.
  2. Запись голоса на улице. Тестирование поворота спиной к камере на различномудалении от камеры. Система шумоподавления включена.
  3. Фрагмент записи стрима с двумя спикерами. Музыкальное выступление.
  4. Пример записи музыкальной репетиции – акустическая гитара и электронныебарабаны без подключения.

Выводы

Что понравилось

  1. Отличное качество звука.
  2. Отличная эргономика – достал из кейса, подключил и работай.
  3. Компактные размеры. Микрофон/передатчик практически не виден в кадре.
  4. Магнитное крепление решает все проблемы замятия одежды – закрепить системупросто и быстро, передатчик практически невесомый, он совершенно не мешает. Прижелании можно использовать шнурок и повесить на шею, а также задействоватьклипсы с магнитами.
  5. Полнота комплекта Combo – здесь всё необходимое, как для работы с камерой,так и со смартфонами.
  6. Не нужно никаких драйверов, всё работает “из коробки”.

Особенности работы

  1. При подключении к компьютеру по USB работает только режим моно. То же приработе с смартфонами. Пожалуй, это одно из самых обидных ограничений системы.
  2. При движении спикера микрофон ловит трения одежды, а также попадание на негодлинных волос при движении головы. Это нужно знать и учитывать в работе.
  3. Шумодав включается одновременно для двух микрофонов. Как говоряттехнолоберы, “не баг, а фича”.
  4. В комплекте не хватает сумочки на молнии, в которую поместился бы зарядныйкейс, пара проводов для коммутации и обе ветрозащиты для микрофонов. Сейчасприходится носить всё либо в комплектном мешочке, либо в коробке, что не особоудобно.

В завершении скажу любопытную мысль: в ходе тестирования я на 10 или 12съёмочных сессиях полностью заменил мою WGII на LARK M2 и никаких неудобств илиснижения качества не обнаружил. Ранее я мечтал заменить WGII на новую модель PROот того же производителя, а теперь все мои мечты куда-то исчезли – функционала икачества LARK M2 мне полностью хватает для решения всех моих задач, а это восновном интервью, музыка, стримы и блог. Так что WGII пылится на полке, а якрепко задумался, не перейти ли на LARK M2 окончательно?

Технические характеристики Hollyland LARK M2

  • Чувствительность микрофона: -37 дБВ ± 2 дБ при 1 кГц
  • Режим беспроводной модуляции: GFSK 2 Мбит/с
  • Беспроводная передача: адаптивная перестройка частоты 2,4 ГГц
  • Диапазон передачи сигнала:
    • Мобильная версия: до 300 м для LOS/ 60 м для NLOS
    • Версия камеры: 300 м для LOS/ 40 м для NLOS
  • Диаграмма направленности микрофона: всенаправленный
  • Частотная характеристика: 20 Гц–20 кГц
  • Отношение сигнал шум: > 70 дБ
  • Уровень звукового давления: 115 дБ
  • Частота дискретизации: 48 кГц 24 бит
  • Ёмкость батареи:
    • Передатчик: 97 мАч
    • Приёмник, версия для камеры: 145 мАч
    • Зарядный чехол для мобильной версии: 750 мАч
    • Зарядный чехол, версия для камеры: 1950 мАч
  • Время работы
    • Передатчик: около 10 часов
    • Приёмник, версия для камеры: около 9 часов
    • Зарядный чехол для мобильной версии: > 2 зарядки для 2 передатчиководновременно
    • Чехол для зарядки версии для камеры: > 3-кратная зарядка для всехпередатчиков и приёмников одновременно
  • Время зарядки
    • Передатчик: около 1,5 часов
    • Приёмник, версия для камеры: около 1,5 часов
    • Чехол для зарядки мобильной версии:
    • Зарядный чехол, версия для камеры:
  • Размеры
    • Передатчик: 26 мм x 9,9 мм
    • Приёмник, мобильная версия: 40 x 16,5 x 9 мм
    • Приёмник, версия для камеры: 40 x 25,7 x 20,5 мм
    • Чехол для зарядки мобильной версии: 75,8 x 49,8 x 35 мм
    • Зарядный чехол, версия для камеры: 86 x 54 x 39 мм
  • Вес
    • Передатчик: 9 г
    • Приёмник, мобильная версия: 6 г
    • Приёмник, версия для камеры: 14,8 г
    • Чехол для зарядки мобильной версии: 65,6 г
    • Зарядный чехол, версия для камеры: 111 г

Мои статьи о других радиосистемах Hollyland

Благодарности

Благодарю моих друзей музыкантов за помощь в работе над обзором:

Актуальную цену на комплекты Hollyland LARK M2 можно посмотреть в магазинеKremlinsotre – https://kremlinstore.ru/product/70926/?utm_source=youtube&utm_medium=reviews&utm_campaign=photowebexpo-31-03-2024-Hollyland%20Lark%20M2-review

Источник: photowebexpo.ru