ИИ-изображения – это не фотография, и никогда ей не будет

Все мы видели изображения портретов с семью пальцами на одной руке и двумя левыми ступнями. В последнее время Интернет наводнен шедеврами, сгенерированными программами на базе искусственного интеллекта, таких как Midjourney, Jasper и DALL-E. Похоже, мир очарован потенциалом, который эти новые нейронные сети привносят в творческое пространство.

 Автор: Shane Balkowitsch (web-site)

Изображение моего друга Стива Лиза, созданное для этой статьи в Midjourney с использованием фразы: «высококонтрастная черно-белая фотография горного пейзажа в стиле Анселя Адамса с яркими бликами и глубокими тенями, создающими драматическое и динамичное изображение пейзажа, четкими деталями скал и деревьев, с тактильным качеством, крупный формат камеры».

Несмотря на то, что я приверженец аналоговой фотографии и в частности мокрого коллодионного процесса, хочу сразу же сказать, что у меня нет фундаментальных проблем с технологией ИИ. На самом деле, я нахожу большую часть изображений, поступающих от ИИ-генераторов, довольно интересными и загадочными. Все это хорошо, но есть проблема. Мы не можем назвать или связать эту новую технологическую образность с фотографией, потому что по определению это фотографий не является.

Термин «фотография»  был введен в обиход в 1839 году эрудитом сэром Джоном Гершелем. Помните его? Человек, который изобрел фотографический процесс с использованием сенсибилизированной бумаги, известной как цианотипия. Именно Гершель впервые использовал термины «фотография», «позитив» и «негатив» для обозначения фотографических изображений.

Это имеет важное значение, так как с появлением новой технологии должна быть принята и новая терминология, чтобы описать и объяснить, что эта новая технология выкладывает на стол. Мы все используем термины, которые описывают техническую сторону сделанных нами фотографий, независимо от того, аналоговые они или цифровые. Выдержка, диафрагма, ISO – лишь некоторые примеры, которые окружают наш любимый процесс захвата света.

Гершель образовал термин «фотография», взяв за основу греческое слово «phos», означающее свет, и «graphe», означающее рисунок. Так он хотел описать искусство «рисования светом». Помните, что современная фотография уходит своими корнями в камеру-обскуру, устройство, созданное в 17 веке немецким астрономом Иоганном Кеплером. Даже он считал, что терминология имеет значение, и приложил немало усилий, чтобы описать эти новые портативные устройства и методы съёмки с помощью них.

По моему глубокому убеждению, цифровые изображения, созданные ИИ нельзя назвать фотографиями, потому что ни на каком этапе процесса при их создании не используется свет. Если уж на то пошло, здесь также не используются светочувствительные материалы или цифровые фотоматрицы. Видите ли, мы, аналоговые фотографы, в кои-то веки оказались в одной лодке с цифровыми. Мы можем до скончания веков спорить о преимуществах плёнки и «цифры», но в теме ИИ у нас должна быть общая озабоченность.

image_10

Boris Eldagsen – The Electrician

Существует множество примеров, когда изображения, созданные ИИ, выдаются за то, чем они не являются. Не так давно Борис Эльдагсен представил искусственное изображение под названием «The Electrician» на премию Sony World Photography Awards (SWPA) 2023 года — по общему мнению, крупнейший в мире конкурс фотографии. К удивлению многих, изображение получило награду в категории «Креатив». Он предложил дисквалифицировать себя после того, как уведомил организацию, что его заявка не была настоящей фотографией. Судьям и промоутерам было все равно, и они сказали ему оставить награду себе.

Другой случай, когда искусственное изображение было представлено под видом фотографии на летний фотоконкурс, проводимый «Digidirect» в Австралии. Джейн Эйкс получила главный приз за свою работу, которая обманула экспертов. Никто не заподозрил подвоха. Как мы видим, это не единичный инцидент, и это становится все более распространенным явлением.

Levi’s, компания по производству джинсов, сообщила, что собирается «дополнить человеческие модели» моделями, созданными искусственным интеллектом, в будущем для всех своих рекламных объявлений. Нам нужно осознать, что для создания образа такого типа не требуются ни модели, ни декорации, ни макияж, ни гардероб, ни камера, ни фотограф. Стоит ли удивляться, что коммерческие организации предпочтут эту новую недорогую альтернативу традиционным формам фотографирования продуктов?

Другой проблемой является то, что генераторы изображений на базе ИИ тесно связаны с интеллектуальной собственностью. Видите ли, эти нейронные сети «обучены» на огромных объемах текстовых и визуальных данных. Данные, которые взяты непосредственно из Интернета без разрешения тех, кто изначально создал информацию. Эти данные включают миллиарды фотографий.

Как фотографа, специализирующегося на портретной съемке, меня беспокоит, что результаты работы этих систем искусственного интеллекта – это не что иное, как украденные снимки у других фотографов, объединенные вместе, чтобы дать нам портрет человека, которого никогда не существовало. Так ли должно работать творчество? Главный вопрос в том, кто купит и повесит у себя на стене портрет человека, которого не существует в природе?

Приведенная ниже картина известного австрийско-ирландского художника-визуалиста Готфрида Хелнвейна выглядит как фотография, но таковой не является, потому что для ее создания использовались краски и кисть. Необходимо как можно быстрее наводить порядок во всем этом хаосе, и вводить новые термины, чтобы избежать путаницы. Работа, созданная ИИ – это что угодно, только не фотография. Если у нас нет чётких, согласованных определений,  то скоро и живопись станет побеждать в фотоконкурсах. Что уж там, почему бы не представить скульптуру на конкурс фотографий, пока мы этим занимаемся? Важно говорить правду о происхождении и методе.

image_9

“Murmur of The Innocents” by Gottfried Helnwein

смешанная техника (масло и акрил) на холсте 86 1/2 x 129 1/2 дюймов

Итак, что можно сделать? Для начала мы можем настоять на том, чтобы такие изображения не назывались фотографиями. Я знаю, это сложно, но мы можем попросить художников и индустрию, которые используют и развивают эту технологию, придумать свои собственные подходящие термины и описания. Как, например, недавнее увлечение NFT, никто не знал, что такое невзаимозаменяемый токен, до того, как технология появилась на сцене.

Художникам ИИ нужно разработать свою собственную терминологию, как это сделал 170 лет назад наш хороший друг сэр Гершель. Использование слова «фотография» для описания этих работ является неправильным и некорректным. Я часто сталкиваюсь с тем, что многие называют это «искусственная фотография».  Но обычно фотограф использует его в уничижительной манере. Я немного поразмыслил над этим вопросом и придумал «Prompted Artificial Graphic Design (PAGD)». Может быть, более проще  «АIArt».

Итак, к чему это нас приводит? Будем надеяться, что эта новая захватывающая технология сможет найти свой собственный путь в мире благодаря своим достоинствам. Она не должна быть в моде у фотографов, которые оттачивали свое мастерство более полутора веков. Замысел, метод и история создания имеют первостепенное значение для любого произведения искусства.

image_13

©Shane Balkowitsch (автор статьи)  “Phantasm Skull”. 

Объектив Carl Zeiss Tessar 300 мм, f4.5, выдержка 8 секунд, амбротип из черного стекла 8×10 дюймов, естественный свет через окна, выходящие на северную сторону.

Я всегда думал, что фотография – это запись реальности. В чистом смысле, речь идет о том, чтобы запечатлеть свет в определенный момент истории, сделать запись того, что реально происходило в тот момент. Любой человек, который когда-либо наводил камеру на объект, понимает, что композицию и свет невозможно описать словами. Мы должны использовать наши глаза, чтобы видеть то, что перед нами. Все мы ездим на спинах мужчин и женщин, которые практиковали фотографию до нас. От Ньепса до Дагерра, Арчера, Истмена и Стива Сассона. Мы обязаны перед ними защитить смысл того, что значит фотографировать.

Я думаю, что Бомонт Ньюхолл из Музея Джорджа Истмена (1948-1971) сказал это лучше всего:

«Ни слова, ни самая подробная картина не могут передать момент исчезнувшего времени так сильно и полно, как хорошая фотография. Камера фиксирует то, что сфокусировано на матовом стекле. Если бы мы были там, мы могли бы потрогать это, сосчитать камешки, отметить морщинки, не больше и не меньше. Фотография требует бесконечной сосредоточенности и делает свои иллюзии совершенными. Скрытая вера и истина в фотографической записи».

Источник: PetaPixel

Источник: fotosky.ru