Обзор Panasonic LUMIX GH6

Обзор Panasonic LUMIX GH6

Ровно 5 лет назад в это же самое время – конце мая, началеиюня 2017 года, – я снимал обзор Lumix GH5. На тот момент «пятый гаш» был самой прогрессивнойбеззеркалкой в плане съемки видео. То есть имел для этого лучшие возможностисреди всех остальных гибридных камер.

К 2022 году беззеркалки стали гораздо более продвинутыми.Они могут снимать видео в 6К, 8К, причем используют для этого не только сильнуюкомпрессию, но и сырые форматы без сжатия, сохраняя исходники на сверхбыстрыевнутренние накопители. Технически, некоторые, по сути, любительские гибридныекамеры из верхнего ценового сегмента, превосходят большинство профессиональныхкино- и видеокамер (я не учитываю здесь удобство и время работы, навесное оборудование,аксессуары и прочие моменты, которые гораздо важнее для профессиональнойработы, чем голая техническая возможность). И, тем не менее, современногопользователя удивить количеством пикселей или частотой кадров практическиневозможно.

Lumix GH6на фоне современных флагманов выглядит крепким середняком и по возможностям ипо цене. Камеры серии GHзавоевали себе уважение своей надежностью и долгим, тяжелым трудом. Будет лидостойна GH6 такой желюбви пользователей сегодня и будем выяснять.

За что я люблю беззеркалки Lumix, так это за наглядность. Ты берешькамеру в руки и сразу видишь, как ею управлять. Попробуйте с первого разаугадать, где что находится, например, на любой современной камере Sony, где на половине кнопокпросто нарисованы цифры, или переключиться с авто на ручной фокус в Canon EOS R5 или R6, если такого переключателя нет наобъективе. Первое знакомство с камерой Fujifilm вообще способно вогнать в ступор не подготовленногочеловека.

На GH6все рычажки и колеса понятны, а кнопочки аккуратно подписаны, да, их функционалможно изменить, но чаще всего в этом не возникает необходимости. Любой человек,даже совсем не знакомый с системой, может начинать съемку без предварительнойподготовки и долгого залипания в меню, в поисках нужной настройки.

Внешних отличий от GH5, по большому счету, не так много.Чуть более угловатый корпус, что, впрочем, не сделало камеру менее удобной;кнопка DISPпереехала вниз из-под большого пальца, где ей было не место, потому что там онанажималась случайно; добавился рычаг блокировки, причем вы можете выбрать какиеорганы управления будут заблокированы, а какие останутся функционировать;дополнительная кнопка записи появилась на передней панели – реверанс в пользупрофессиональных пользователей.


Верхняя кнопка включения записи на верхней панели сдвинулась назад, что, на мой взгляд, стала менее удобно

Кнопка записи на верхней панели сдвинулась назад и, намой взгляд, стала менее удобной. Теперь под большим пальцем при хвате «отгруди» все время оказывается кнопка вызова параметров записи звука. На GH5 вот в этом месте былосделано лучше.


Удобный поворотный экран

Компания Panasonic разработала для своих камер самый универсальныймеханизм поворотного экрана, который удовлетворит любого пользователя. Можноиспользовать встроенный мониторчик, как откидной или поворачивать его во всехплоскостях – кому что нравится. Мы видели такое решение на полнокадровой Lumix S1H, а теперь оно применяется и в GH6.

Сразу у экрана находится активная система охлаждения –при непрерывной съемке видео без неё не обойтись. Разъемы микрофона и наушниковне перекрывают экран и не ограничивают его свободу:


Слева от экрана – выходвентилятора (слева). Разъемы микрофона и наушников не мешают перемещению экрана(справа)

В GH6установлена новая матрица на 25 Мп. Это разрешение очень близко к оптимальномудля видеосъемки. Потому что снятый со всей площади матрицы сигнал можно использоватьв чистом виде или сделать передискретизацию до 4К без чрезмерной нагрузки напроцессор камеры.

Максимальное разрешение видео, которое эта камераспособна записать – это 5,7К с частотой кадров до 60 к/с, что, на мой взгляд,гораздо более полезно, чем, например, 8К 30 к/с. В обозримом будущем болеевысокая частота кадров выглядит предпочтительнее сверхвысокого разрешения.Самая большая частота кадров составляет 120 к/с в 4К и 300 к/с в FHD. Ну и традиционно камеры Lumix поддерживаютанаморфотные режимы, то есть open gate 5,8К с соотношением сторон 3х2здесь присутствует.

Вообще в GH6около 40 различных режимов видеосъемки, перечислять их я не буду – это будетслишком долго, – если есть желание, посмотрите в техническиххарактеристиках. Имеет смысл запомнить, что всё видео разрешениембольше, чем Cinema4К или с частотой кадров выше, чем 60 – можно записывать только с межкадровымсжатием. Для всех остальных, наиболее часто используемых режимов, есть выбор:сохранять исходник с межкадровой (Long-GOP)компрессией или с внутрикадровой (All-I).

Я напомню, что режимы записи в межкадровым сжатием, за счетсложных алгоритмов компрессии позволяют сохранять видео с неплохим качеством идостаточно низким битрейтом. Что, в свою очередь, даёт возможность использоватьболее медленные, а значит и относительно недорогие карты памяти. Плюс такоевидео занимает меньше места на этих носителях. Однако, в некоторыхситуациях, использование таких режимов съемки приведет к появлению отчетливовидимых невооруженным глазом артефактов сжатия. Режимы с внутрикадровойкомпрессией позволят сохранить видео с максимальным качеством – не зря всепрофессиональные кодеки имеют именно такой способ кодирования, но и битрейт вэтом случае может быть в разы ваше, со всеми вытекающими последствиями.

При съёмке All-Iвидео в разрешении UHDи C4К с частотойкадров 50-60 к/с в этой камере можно выбрать битрейт. Есть настройка LOW – 600 мбит/с и HIGH – 800 мбит/с. Разница,на первый взгляд, не очень большая, но может быть важной в некоторых ситуациях.Кроме того, GH6умеет сохранять на внутреннюю карту памяти видео, используя кодек Apple ProRes. На моей памяти этопервый случай, когда беззеркалки среднего ценового диапазона получают такуювозможность. Сейчас этот функционал доступен только в разрешении 5,7К и счастотой кадров до 30 к/с. Битрейт при этом может достигать 1,9 Гбит/с.

В ближайшее время Panasonic с помощью обновления прошивкиобещают добавить запись в ProRes cразрешением 4К и FHD, нос частотой кадров до 60 к/с. Битрейт должен остаться на прежнем уровне.

Естественно, что для сохранения информации с такимискоростями передачи данных, нужны очень быстрые носители. В GH6 есть два слота для картпамяти. Один из них для карт SD, с возможностью установки самых быстрых карточек SDXC II V90, а другой CFExpress Type B. Видео с битрейтами до 600мбит/с можно сохранять на подходящую по скорости карту памяти в любом изслотов. Все что имеет битрейт 800 мбит/с и выше – только на карту CFExpress.

Однако, производитель сохранил возможность снимать видео и сочень низким битрейтом. Довольно часто, даже в моей практике случаютсяситуации, когда нужно записать долгое событие, например лекцию, интервью иликонцерт; одним куском без перерыва. Обычно слишком уж высокие требования ккачеству в такой ситуации не предъявляются. В GH6 можно выставить битрейт от 20 Мбит/сдля FHD до 100 Мбит/св 4К 60 к/с при этом, что важно, сохраняется возможность 10-битногокодирования.

Чувствительность ISO никогда не была сильно стороной матриц микро 4/3, можно попальцам пересчитать камеры с таким датчиком изображения, которые хорошосправлялись бы с экстремально низкими уровнями освещения. Мне, честно говоря, вголову приходит всего один пример – Lumix GH5s.

Но за последние годы у меня, например, всего несколькораз возникла необходимость поставить значение ISO 1600 и ни разу выше, чем ISO 3200. Это при том, чтоя снимаю для совершенно разных проектов: репортаж, постановка, корпоративноекино и документалка. С другой стороны, я не снимаю свадьбы, а основной трэштворится именно там.

На обычном GH5 максимальное рабочее ISO составляет как раз те самые 3200 единиц и GH6 в этом смысле ушел отсвоего предшественника не слишком далеко. Если снимать в стандартном режиме спараметрами шумоподавления по умолчанию (NR 0), то начиная от ISO 100ISO до 800 уровень шума минимальный, потерь детализации ицветопередачи нет. Такие настройки можно смело использовать для любых, дажесамых требовательных к качеству задач. На 1600 ISO появляетсячуть заметный шум, но так же без всяких последствий для картинки. На 3200 ISO шумстановится больше, а результаты внутрикамерной обработки выражены сильнее,впрочем,  тоже не слишком критично. На6400 ISO и выше из-за работы шумодава потери детализации уже хорошозаметны, снимать на этих значениях я бы не стал. Однако если убрать параметр Noise Reduction доупора в минус или использовать логарифмический профиль, где шумоподавление выключено по умолчанию, товполне неплохой материал можно получить и на ISO 6400. Ну, может быть немногопридется поправить его на посте. V-Log L,я напомню, здесь установлен по умолчанию, его не нужно докупать отдельно, какна предыдущих камерах серии. Минимальное ISO при съемке с логарифмическимпрофилем составляет 250 единиц.

Panasonic в грядущей прошивке так же обещает добавить возможностьвывода через HDMI сырого 12-битного исходника для записи его на внешнийрекордер. Пока речь идет только о ProRes RAW и рекордерах Atomos,про Blackmagic RAWтишина, а жаль. Но в любом случае можно будет менять значение ISO уже на посте,а пока все же лучше добавить чувствительности на съемке.


При тестировании мы использовали свет Godox Knowled M600D

Мне приходилось слышать такое мнение, что если камера хорошоснимает на высоких значениях ISO,то никакого дополнительно освещения можно не использовать. Конечно это не так.Свет — самый важный инструмент, который есть у оператора. При помощи него исоздается картинка. Фактически, оператор, прежде, чем учиться работать скамерой, должен научиться работать со светом. Для начала подойдет естественноеосвещение, потому что наше солнце дает яркий, качественный и бесплатный свет,что очень важно на начальном этапе. Однако у этого света есть очень большойнедостаток: он постоянно меняется и из-за этого им  крайне сложно управлять.


Godox Knowled M600D

Поэтому умные люди сделали источники искусственногоосвещения. Тоже яркие, качественные, но уже, конечно, не бесплатные. Зато онилегко подчиняются человеку.

Я последние пару месяцев использую в своей работеосветительные приборы Godox.Один из них — новинка компании Godox Knowled M600D. Это классический светодиодныйосветитель профессионального уровня с фиксированной цветовой температурой5600К. Он состоит из двух основных частей. Собственно, самого осветительногоприбора, который содержит в себе светодиодную матрицу и систему охлаждения, ивнешнего блока, он исполняет весь функционал питания и управления.


Godox Knowled M600D

Максимальная мощность прибора составляет 740 Вт, прииспользовании комплектного рефлектора он способен дать освещенность 15700 люксна расстоянии 3 метров. При этом Godox Knowled M600D имеет отличную цветопередачу. CRI заявленна уровне более 96, а TLCI более 97. Так что по качеству он близок к идеальномуисточнику света, каким считается наше солнце.

Этот осветительный прибор может работать не только отсети, но и от аккумуляторов V-mount.Правда, со сниженной яркостью. При питании от двух батарей на 14,7 В онспособен отдавать 40% максимальноймощности. Впрочем, это эквивалентно примерно яркости 300-ваттного осветителя,чего во многих ситуациях будет более, чем достаточно.


При питании от 2-х батарей, Godox Knowled M600D выдает до 40% мощности. Управлять прибором можно при помощи кнопок на блоке питания 

Управлять прибором можно при помощи кнопок на блоке питания/управления,так же можно включить прибор в цепь DMX и менять параметры с пультадистанционно, либо через Bluetoothс  помощью мобильного приложения. Причемв этом приложении можно создавать группы и контролировать сразу несколькоразных приборов Godox. Иесли в случае с Knowled M600D этобудет управление яркостью и различными эффектами, то с другими приборами можнобудет менять цветовую температуру и регулировать RGB функционал.


Светодиодная трубка Godox RGB TL 120

У меня есть такой прибор — это светодиодная трубка Godox RGB TL 120. В последние пару леттакие приборы стали очень популярны. Во-первых, потому что у них очень широкийфункционал: эту трубку (или несколько таких) можно использовать и как основнойисточник света с изменяемой цветовой температурой от 2700К до 6500К, так и вкачестве вспомогательного: подсветить какую-то часть кадра белым или светомлюбого другого оттенка, создать эффект — здесь их 14, включая цветные,например, эффект горящего огня, фейерверка, просто плавная смена всех оттенков,машины скорой помощи, пожарной или машины полиции.

Есть возможность включить сигнал SOS, ну мало ли, вдруг вы попадете сэтой трубкой на необитаемый остров. А так же на корпусе есть микрофон, которыйпозволяет ей мигать в соответствии с окружающими звуками. Это будет полезнымпри съемке музыкальных или танцевальных клипов. Во-вторых, они дают красивыеотражения. В-третьих, трубки очень компактны, их легко спрятать. Но главное,они отлично смотрятся в кадре. Ими можно дополнить оформление сцены или вообщеиспользовать вместо декораций.

Она достаточно яркая — 30 Вт, имеет встроенныйаккумулятор, от которого может работать до 2,5 часов на полной мощности. Также, кроме прямого управления кнопками на корпусе, имеет возможность включения вцепь DMX или дистанционного управления с пульта или смартфона.Должен сказать, что осветительные приборы компании Godox предлагаютотличное  соотношение функциональности ицены. Например, Godox Knowled M600D – это один из самыхнедорогих осветителей с подобными характеристиками из всех предложений нарынке.

Но вернемся к LUMIX GH6. Несколько лет назад, представители почившего в Бозефотоподразделения компании Olympus,разработки которой в области стабилизации матриц на тот момент были одними изсамых передовых, заявили, что в своей новой камере добились максимальновозможной эффективности матричного стабилизатора, которая позволялакомпенсировать, насколько мне помнится, 6 ступеней экспозиции. Достижениюлучших результатов, по их мнению, препятствовала, если я правильно помню,скорость вращения Земли.


Panasonic LUMIX GH6

В общем, либо сотрудники Olympus все-таки ошибались, либоинженеры Panasonicнаучились обходить законы физики. Заявленная эффективность матричногостабилизатора на GH6составляет 7,5 ступеней. Чтобы проверить насколько это правда, я черезспидбустер установил на камеру объектив Canon EF 70-200 f/2.8 L в его самой первой версии,которая оптической стабилизации не имеет и уехал в командировку в Магадан.

Вряд ли кадры, приведенные в тесте, будут иметь художественную ценность,зато они прекрасно иллюстрируют работу стабилизатора. Не знаю, соответствует лиего эффективность заявленной, но впечатляет — это совершенно точно. Особеннопри съемке в движении. Асфальтовое покрытие на северных дорогах портится оченьбыстро, машину трясет довольно сильно. Обычно в такой ситуации нужноустанавливать камеру на какой-то внешний стабилизатор, но здесь все выглядиточень плавно при съемке с рук. Впервые на моей памяти в камере адекватноработает электронная стабилизация: за счет небольшого дополнительного кропа онапозволяет на длинном фокусе практически «заморозить» кадр, как будто камераустановлена на штативе. Много материала отснято на эквивалентном фокусномрасстоянии от 120 до 300 мм. Подобный результат я получал, когда снимал навидеокамеру Lumix HC-X2000. Но там матрица совсеммикроскопическая, её стабилизировать гораздо легче.

В общем, с разработкой систем стабилизации у Panasonic все отлично, а вотсо следящим автофокусом дела пока не очень. Я честно пытался использовать его вреальной работе, но каждый раз в итоге переходил на ручную фокусировку.

Даже после обновления прошивки до версии 1.2, гдеэффективность автофокусировки должны были исправить, все равно осталисьвопросы. Возможно, дело тут не в самой камере, а в объективах, или в условияхосвещения, или ещё в чем-то другом, но меня, как пользователя это волнует мало– автофокус не всегда выполняет поставленную задачу.

Лично меня это вообще не волнует – я-то как раз работаю сручной фокусировкой, но сотни тысяч потенциальных покупателей подобных камер немыслят себе съемки без следящего автофокуса и сделать его полностью рабочимбудет полезно с точки зрения бизнеса.

На сегодняшний момент я могу сказать следующее: внекоторых условиях, при хорошем освещении, при достаточно контрастной картинкеи когда камера или объект съемки не слишком активно двигается, следящим автофокусомв принципе можно пользоваться; как только условия усложняются, не важно чем –освещением, резким движением камеры или использованием логарифмического профиля– начинаются промахи.

Учитывая сколько сил и средств уже в это вложено, мнекажется, что Panasonicсделали самую эффективную систему контрастного автофокуса, которую тольковозможно сделать. К сожалению, этого недостаточно. Но когда они в конце концовприкрутят к ней ещё и фазовую систему автофокуса, – а такой момент, я верю,обязательно наступит – это будет самая эффективная гибридная системаавтофокуса. Мне так кажется.

Получается, что Panasonic Lumix GH6 не совершила никакихпрорывов, как в свое время это сделали GH4 и GH5.Всё, что предлагает эта камера, так или иначе уже доступно в беззеркалках каксамой Panasonic, так идругих производителей.

Однако мне кажется, что времена, когда нужно было кого-товпечатлять уже позади. Сейчас гораздо важнее создать инструмент, который давалбы максимум возможностей для съемки видео и при этом работал бы стабильно! Нетсмысла в сверхвозможностях камеры, если ты не можешь ими толкомвоспользоваться.

Материалы для скачивания

Видео исходного качества (3,6ГБ), снятое на Panasonic LUMIX GH6, можно скачать по ссылке.

Источник: photowebexpo.ru