Обзор Sony FX30, первой бюджетной кинокамеры Sony

Обзор Sony FX30, первой бюджетной кинокамеры Sony

Вероятно, не только у меня возникло ощущение, что впоследние несколько лет Sonyподзабыла про сегмент камер с матрицей размера APS-C. Последнее обновление 6000-ной серии в виде а6600 вышло более трехлет назад, да и было оно формальным, по возможностям с некоторыми некритичнымиулучшениями повторяя а6300 аж из 2015 года.

 

Между тем, в своё время, именно кроп-камеры (серии NEX, если кто-то помнит),сделали Sony заметным игроком на рынке камер вообще и одним из главныхлокомотивов беззеркальной революции в частности. Ну а такие камеры, как а6300 иа6500 на момент своего появления очень хорошо продавались из-за отличногосоотношения характеристик и стоимости, приведя под знамена Sony огромноеколичество поклонников по всему миру.

 

И поскольку забрасывать перспективное направление, особеннокогда другие в нем успешно развиваются и, самое главное, зарабатывают деньги,это совсем уж как-то не по-капиталистически, – в конце 2022 года компаниявыпустила новую и, забегая вперед, весьма перспективную камеру Sony FX30.

Sony FX30 унаследовала корпус от полнокадровоймодели FX3 и только отсутствие подписи Full Frame под байонетомпозволяет не спутать её со старшей камерой. В этом нет ничего плохого, потомучто привычная эргономика, для тех, кто уже работал с FX3, плюс унификация аксессуаров, включаяклетки. Все основные органы управления находятся сверху и справа под большимпальцем, так как камера, очевидно, рассчитана на съемку от пуза груди.Основная кнопка записи, джойстик для выбора точки фокусировки и навигации вменю. Он же имеет функцию кнопки AF-on – суперполезная штука.

К сожалению, со всеми достоинствами этого корпуса сюдаперекочевали и недостатки. Ну, про отсутствие видоискателя говорить не буду —тема избитая еще с момента появления FX3 и те, кому его наличие критично (мне, например), — покупатьэту камеру не станут и всё. Этим проблема и решится.

Но переключатель питания слева не добавляет оперативностиуправлению. Часто такие камеры используют для репортажной съемки и очень важноиметь возможность включить питание той же рукой, которой ты держишь камеру. Аздесь сначала надо камеру поднять на уровень груди, потом включить левой рукойпитание и только потом начать снимать.

Ну и, конечно,бесящая дверца аудиоразъемов на левой стороне камеры, которая блокируетэкранчик и не дает повернуть его в нужную позицию. И если с переключателемпитания ситуацию можно как-то объяснить компактным корпусом и высокойплотностью органов управления (хотя там тоже решение на поверхности), то здесьнадо  было всего лишь разделить этудверцу на две.

Под одной разъем длямикрофона, а под другой — для наушников. Тут даже ничего придумывать не надо,просто возьми и посмотри, как сделано на любой камере Panasonic Lumix. Механизм поворотного экрана для a7RV же сперли скопировали, что тут мешало?

Кстати, когда в прошлом году я делал выпуск про Panasonic LUMIX GH6, то в самом началесказал, что та камера максимально понятна для пользователя и любой может сразуже начать съемку, даже впервые взяв её в руки. С Sony FX30 такой фокус не пройдет.Как минимум её придется покрутить в руках и разобраться с элементарнымивопросами.

Например, почему при нажатии на кнопку ISO вместо регулировки значений, наэкране появляется предупреждение о том, что эта кнопка работает только в режимефото (на кинокамере), а вот как менять этот параметр при съемке видео надодогадаться самому.

Регулировать ISO в видеорежиме по умолчанию предлагаетсязадним колесиком, которое во всех гибридных камерах вообще-то отвечает завыдержку. Кстати, это колесико не слишком отзывчивое, плюс оно утоплено вкорпус и прокрутить его пальцем, особенно в перчатках, не всегда сразу получается.

Это один пример, есть и другие – не будем тратить на нихвремя — все-таки расположение и назначение кнопок – дело привычки и личныхпредпочтений. В общем, перед первой съемочной сменой строго рекомендуюнастроить камеру под себя, переназначить функции некоторых кнопок и уже тогда FX30 будет вполне удобной длясъемки камерой.

Здесь установлена 26Мп CMOS матрица с обратнойзасветкой. Такое разрешение довольно странно для кинокамеры. Тем более что длясъемки видео сенсор используется не весь, а лишь 20 Мп. Так что естьдополнительный кроп, небольшой, порядка 1,05, но всё-таки есть.

Как известно, для таких устройств более всего характернопопиксельное считывание: чуть меньше 9 Мп, если говорить о съемке в 4К. Ну, или12 Мп, учитывая, что матрица может иметь соотношение сторон 4х3, а не 16х9.Именно такой сенсор установлен на той же Sony FX3. Безусловно, естькинокамеры и с большим количеством пикселей: RED Commodo с матрицей на 20 Мп, BMPCC6K на 21 снебольшим Мп, Canon EOS R5C на 45 Мп и так далее. Но все они способны снимать материал вгораздо более высоком разрешении.

Sony FX30 практически не использует преимуществмногопиксельного сенсора. Снимать в 6К она не умеет (5,7К, учитывая кроп),режима Open gate тоже нет. Хотя технически реализовать обе эти возможности не составлялобольшого труда. При съемке видео камера уже считывает сигнал в разрешении почти6К с частотой до 60 к/с, а потом преобразовывает его в 4К при помощипередискретизации. Нужно всего лишь написать кодек, который бы этот потоксохранял. И даже считывание всех 20 Мп с аспектом 4х3 можно было быреализовать, пусть даже с частотой кадров до 30 к/с. Зря что ли китайцыпроизводят столько недорогой (и совсем неплохой, кстати) анаморфотной оптики, втом числе под байонет E-mount. Но Sony этот вопрос почему-то настойчиво игнорирует.

Даже при выводе сырого сигнала на выход HDMI — а сюда можно подключить рекордер Atomos и записывать 16-битныйProResRAW, —используется только центральная часть матрицы с разрешением 4,7К по длиннойстроне (около 12 Мп), то есть меньше половины матрицы по площади (кроп ~1,5 откропа 1,5).

Есть еще однапроблема, связанная конкретно с этой матрицей. Не смотря на то, что это BSI, она довольно медленная. Из-за этого эффектроллинг-шаттера весьма заметен при съемке динамичных сцен. Конечно, он не такойсильный, как был на а6300 (и других камерах 6000-ной линейки), но в 2015 годуэто ещё можно было простить за невысокую цену и совокупность другиххарактеристик. В 2023, к сожалению, на фоне других камер это выглядит, какминимум, не современно.

В общем, эта матрица для КИНОкамеры создает больше проблем,чем даёт преимуществ. Но всему этому у меня есть очень логичное объяснение.Дело в том, что очень вероятно, в лице Sony FX30 перед нами флагман будущей, пока еще не анонсированной, APS-C линейкигибридных фотовидеокамер Sony.Да, эти камеры будут в другом корпусе, скорее всего в них уберут активнуюсистему охлаждения, добавят механический затвор и видоискатель, подрежутвозможности съемки видео (ну, как минимум, уберут безлимитную запись, чтобыкамеры не перегревались), возможно, в младших из них установят более слабыйпроцессор, но база будет такая же, как здесь: матрица 26 Мп, 4К видео до 60 к/сс кропом 1,05, 4К 120 к/с с кропа 1,6 (там чуть больше на самом деле), FHD 240 к/с, а фотографиипримерно 12-15 к/с с механическим затвором и 25-30 к/с с электронным, все соследящим автофокусом, естественно. И, конечно, они должны быть дешевле. Этакамера стоит 1800$, а посмотреть актуальную цену в рублях можно перейдя по этой ссылке.

Однако будет несправедливо сказать, что камера снимаетплохо. Совсем нет. Передискретизированное с 6К до 4К видео имеет хорошуюдетализацию. Возможно, кому-то оно покажется слишком резким, но мне такаякартинка нравится. В камерах Sony,начиная с a7SIII, уже работает новаяцветовая наука, которая обеспечивает неплохую цветопередачу. Отличный логарифмическийпрофиль S-Log3 позволяет сохранять до14 ступеней динамического диапазона.

Кстати, похоже, Sony постепенно избавляется от профиля S-Log2. Его нет в этой камере, и с последней прошивкой не будет в FX3 тоже. Вообще из меню куда-то пропали PP с 7-го по 9-й. После PP6 и сразу идёт PP10. 

Теперь Sony предлагает новый рабочий процесс съемки с логарифмическимпрофилем. Как мы всегда, начиная с Sony A7Sпервого поколения, экспонировались и контролировали изображение при съемке в S-Log. Выставляли «зебру» на 100%, аэкспозицию поднимали выше нормальной на 1,5-2 ступени, чтобы уменьшитьколичество шумов в тенях. По зебре можно было легко контролировать экспозицию иизбегать, в случае чего, потерь информации в самых светлых областях. Так вот,теперь это не работает. «Зебра» на 100% не подсвечивает «выбитые» участки дажепри включенном экранном помощнике.

Но в меню появилсяновый пункт, который называется «Настройки Log-съемки». Перекочевало это все из старшихкамер Cinema-линейки Sony и предназначено, по словам производителя,для унификации съемочного процесса. Здесь можно выбрать цветовую гамму (S-Gamut3 или S-Gamut3.Cine), вставить выбранный 3D LUT прямо в записанныйфайл (бесполезная штука, потому что работает только в Catalyst Browse) и, собственно, выбрать способ съемки иконтроля с логарифмическим профилем. Если не влезать в подробности, то подпункт«Гибкий ISO» позволяет работатьтак, как мы делали это раньше: выставлять любое значение ISO, а на экране с экранным 3D LUT’ом видеть текущую экспозицию и корректноработающую «зебру». А подпункты Cine IE (Exposure Index) и Быстрый Cine IE позволят снимать только на базовых значенияхISO (800 и 2500), а всенастройки ISO, которые вы будетеменять на камере, отразятся только на контрольном экранчике и никак не повлияютна снятый материал.

Довольно запутанно, правда? Так и есть. Я согласен, что этовсе необходимо на крупной съемочной площадке, с возможностью полностьюконтролировать освещение, с требовательным режиссёром и вредными клиентами, нодля FX30 это выглядитизбыточным. Короче, нужно запомнить вот что: чтобы снимать в S-Log3 как раньше, надо выставить настройку «Гибкий ISO».

Вот уже с чем у Sony никогда не было проблем, так это суверенной работой их камер в условиях слабого освещения. Нет такой проблемы издесь. Видимо, эта самая обратная засветка больше заточена под высокуючувствительность, чем под быстрое считывание :).

Минимальное значениеISO, которое можно поставитьв стандартных режимах, составляет 100 единиц. Но нас больше всего интересуетсъемка в S-Log3. Потому что, как минимум, странно покупатьдовольно дорогую кинокамеру и не использовать её возможности на 100%.Логарифмический профиль работает, начиная с первого нативного ISO 800. Но в отличие от многих других гибридных камер при съемке в S-Log3, здесь можно выставить и меньшее значение ISO, начиная с 200. Безусловно, это полезнаяштука, которая позволяет иногда не устанавливать ND-фильтр, но, поскольку, на количество шумаустановка значения ISOниже нативного никак не влияет, то тестирование начинается с 800 единиц. Долженсказать, до значения 6400 ISO можно не беспокоиться о том, что шум испортит вам картинку. На 12800 ISO он становится уже хорошо заметным, но накачество видео он влияния почти не оказывает. 25600 ISO, на мой взгляд, уже слишком шумное, но опятьже заметной деградации цвета и детализации нет. Это если экспонироватьсяв ноль по встроенному экспонометру. Если же, как учили древние, при съемке в S-Log переэкспонироватькартинку на 1,5-2 ступени, то даже 25600 ISO выглядит очень достойно.

Главное, запомните: недоэкспозиция — плохо для съемки в S-Log, а переэкспозиция — хорошо.

Теперь проавтофокус. Каждый раз, когда я показываю тестирование автофокуса, я вынужденповторять, что сам его никогда не использую. Ни на каких камерах вообще. Непотому что он плохой, а потому что даже с самыми элементарными задачамиавтофокус справится просто не в состоянии по определению. Практическиединственная задача, для решения которой можно воспользоваться автоматическойфокусировкой, — это съемка говорящих голов. Так что давайте посмотрим, как этоможет делать камера Sony FX30. Объектив Sony FE 40 mm F2,5 G, настройки чувствительности и скоростиперехода находятся на средних значениях.

Должен сказать, что камера оперативно и довольно точнореагирует на изменение ситуации в кадре. Я понимаю, почему этот автофокус такнахваливают блогеры. Потому что у них другой работы, кроме как снимать себялюбимого, нет. Но я как действующий оператор знаю, что съемка говорящих голов,— это примерно 20-25% от всей работы оператора. Но мне интересно, насколько следящийавтофокус способен работать стабильно на хотя бы небольшом отрезке времени. Такчто давайте проверим его в режиме блогера – заодно покажу вам одну очень крутуюштуку.

Световые панели Zolar Vega 30С

При тестировании мы использовали осветительные панели Zolar Vega 30С, самые функциональныев линейке Zolar.Кстати, производитель этих панелей — это та же самая компания, что выпускаеткинокамеры Z-Cam. Есть панели попроще Zolar Toliman 30S и Toliman30С. Они имеют характеристики поскромнее, но и стоят, естественно, дешевле.

Zolar Vega3C – это 250-ваттныйосветительный прибор, который может обеспечить освещенность более 7000 Люкс нарасстоянии 1 м. Панель построена по технологии RGBAW. То есть имеет светодиоды 5различных цветов: красный, синий, зеленый, белый теплый (янтарный) и белыйхолодный. Это позволяет изменять цветовую температуру в пределах от 2000К до 20000К, а так же получить свет любого оттенка с очень высокими характеристикамикачества. Индексы CRI и TLCI составляют порядка 98, а индекс спектрального подобия SSI – 90 или больше при любойнастройке цветовой температуры.

У этого прибора самые широкие возможности дистанционногоуправления из всего, с чем мне когда-либо приходилось работать. Им можноуправлять по Wi-Fi, Bluetooth, Ethernet, DMX, конечно, через мобильные приложенияс устройств и под IOS, ипод Android, а так же вкомплекте есть проводной пульт управления с кабелем длиной 5 метров.

Как и многие другие подобные приборы, осветительные панели Zolar имеюткомплектный диффузор. Здесь он называется Stylist W. Если его установить стороной A, то угол луча будет 90°, а стороной B – 127°. Так же производительразработал и специальные аксессуары: шторки, соты и софтбокс.

Уже несколько недель я использую Zolar Vega 30C и Zolar Toliman 30C на своихпроектах и должен сказать, что это очень функциональные и довольно компактныеприборы, с которыми удобно работать. Поодиночке панели вполне подойдут дляработы на небольшой площадке, а учитывая, что их можно объединять в группы иуправлять такими группами дистанционно, то и с крупными проектами они тожеспособны справляться.

Панели схарактеристиками такого уровня есть в арсенале некоторых других производителей,но стоят они намного больше. Так что, если у вас есть потребность в подобныхосветительных приборах, то можно присмотреться к панелям серий Zolar Toliman и Zolar Vega.

Я должен сказать спасибо магазину «Фотопарк» за предоставленную на обзор камеру Sony FX30 с двумя объективами. Sony FE 40 mm F2,5 G – легкий, компактный, очень резкий ссамой открытой диафрагмы и Zeiss Vario-Tessar 16-70mm F4 – хороший универсальныйобъектив с постоянной диафрагмой и встроенной оптической стабилизацией. Вмагазине «Фотопарк» вы можете купить практически любую современную камеру илиобъектив. Ну а если чего-то нет в наличии, то вы можете сделать предзаказ и вамобязательно привезут то, что нужно по самой адекватной цене.

Sony FX30 имеет встроенную матричную стабилизацию.Эффективность её составляет порядка 5,5 ступеней экспозиции, что не сильновпечатляет на фоне некоторых других камер, которые щеголяют эффективностью в 7и более ступеней. И она действительно довольно средняя, но в связке соптической стабилизацией в объективе работает уже гораздо достойнее. Так жеесть возможность включить дополнительную цифровую стабилизацию, конечно, засчет небольшой обрезки картинки. И так же материал, снятый этой камерой c определенными настройками, можнодополнительно стабилизировать с помощью утилиты Sony Catalist Browse. Но, конечно, вы не должны забывать, чтовнутрикамерная стабилизация не предназначена для съемки в движении.

Есть еще несколько моментов, которые я хотел бы отметить, большинствоиз них положительные.

Полноразмерный HDMI – это должно стать нормой для вообще всех выпускаемых камер,потому что с мини- и микроверсиями этого разъема работать совершенно невозможно.

Яркий накамерныймонитор с очень высоким разрешением. Пока один из самых ярких встроенныхэкранчиков, которые мне встречались. Множество режимов съемки, как в 8 бит, таки в 10 бит, межкадровые и внутрикадровые, с битрейтами вплоть до 500 Мбит/с —каждый найдет подходящий режим для своей ситуации.

Активная системаохлаждения, которая позволяет снимать видео без ограничений по времени. Дваслота под карты памяти, причем оба универсальные, с возможностью работы как скартами SD, так и с картами CFExpress Type A.

Вообще, предлагаю всем производителям договориться там междусобой и сделать карты CFExpress какого-то одного вида. А то наплодили этих Type A, Type B, CFast 2.0. Например, вот CFExpress Type A нормальныйвариант, тем более слоты под них можно делать комбинированными.

Итак, Sony FX30камера далеко не беспроблемная, но, как минимум, нестыдная. Она имеетсовременные характеристики, и, зная её особенности, толковый оператор сможетполучить очень хороший результат. Безусловно, есть камеры, которые снимают лучше,но и стоят они, как правило, гораздо дороже. Но вы должны помнить, что личныенавыки всегда важнее дорогой техники.

Материалы для скачивания

Видео исходного качества (5,7 ГБ), снятое на Sony FX30, можно скачать по ссылке.

Источник: photowebexpo.ru