Эту камеру нельзя взять в аренду, чтобы ее купить, ее нужно заказать и по-настоящему ждать, пока ее привезут в Россию, большинство фотографов не знают о ее существовании, никогда ее не видели и скорее всего и не увидят. Это Bugatti Veyron в мире фототехники — дорого, узкоспециализированно и недоступно. Она называется Sinar m.

Sinar m это не камера в привычном понимании, по сути это один затвор, из которого как в конструкторе можно собрать или среднеформатную зеркалку или профессиональную камеру большого формата. Например для того, чтобы система заработала в первом варианте и начала снимать, помимо объектива, необходимо купить и подсоединить как минимум еще отдельный модуль с зеркалом и байонетом, видоискатель, батарейную ручку и цифровой задник. Каждый из этих компонентов стоит дополнительных денег, и, как и многое, что продается под маркой Sinar, немалых. Так что даже заменив цифровой задник на пленочный адаптер, мы говорим о цифре порядка 10 000 евро. Карданный вариант строится из Sinar m, цифрового задника и собственно камеры большого формата системы Sinar p3. Кстати именно последний вариант использования камеры наиболее распространен среди профессиональных фотографов, и именно он снискал славу Sinar m. Мы в свою очередь имеем возможность проверить камеру в каждом варианте.

Зеркальный модуль под родные объективы Sinaron Digital AF делит один тип байонета с объективами Hasselblad V, что для кого-то станет положительным моментом (правда фокусировка в данном случае останется только ручная). Sinar’ом в течение пары лет также выпускался модуль под объективы Nikon, и хотя его еще можно найти в Москве и он упоминается на сайте производителя, он уже исчез из официальных прайс-листов и его производство в Швейцарии было прекращено. Наконец, по слухам, Sinar готовит к выпуску новый зеркальный модуль под среднеформатные объективы Schneider, что должно заинтересовать большое количество фотографов с Rollei 6008 и Sinar Hy6, собравших шнайдеровские комплекты линз. Осмелимся предположить, что это позволит повысить доступную синхронизацию при съемке до 1/1000 (если Sinar m сможет «общаться» с оптикой Scneider)

Все элементы управления на камере знакомы каждому фотографу. ЖК-экран рядом со спусковой кнопкой может показывать помимо текущих настроек экспозиции также и меню управления камерой. Привыкнуть ко всему этому можно за пару дней. К чему привыкнуть трудно, так это к пропорциям.

Вес, громоздкость и скорость съемки в варианте среднеформатной зеркалки совершенно четко определяют основную предназначенность Sinar m — это предметная фотография. А если отсоединить объектив с зеркальным модулем и прикрутить оставшийся затвор на кардан вместо задней стенки (мех подсоединяется прямо к камере), то мы расширим возможности для съемки еще и интерьеров и архитектуры. Для построения идеального комплекта производитель создал цифровой большой формат систему Sinar p3. Она мобильнее, легче и позволяет обойтись без лишних соединительных проводов, имея встроенную шину для согласования всех компонентов системы.

Съемка моды хоть и технически возможна, но становится настоящей пыткой в реальных условиях. Держать собранную камеру в руках нет смысла — ее место на штативе. Если это кажется неубедительным, добавьте сюда минимальную синхронизацию по вспышке в 1/100 секунды, при которых выходить за пределы студии становится бесполезно.

Качество итоговой картинки, полученной при съемке Sinar m, во многом будет зависеть от того, какой цифровой задник вы решите использовать, так в нашем случае мы располагаем 33-мегапиксельным Sinar eMotion 75. Однако, что бы вы не использовали, одно можно сказать уже сразу — качество световой информации, которая будет получаться, поистине безупречно.  Родные цифровые объективы чрезвычайно отзывчивы (это один из лучших автофокусов среди среднеформатных камер, которым нам приходилось снимать) и резки по всей площади кадра. Их подготовленность под цифровые задники позволяет избежать вредных свечений, засветок, сжатого динамического диапазона — того, чем грешит пленочная фототехника при съемке на современную «цифру». Автоматическая отработка экспозиции затвором также не вызывает претензий, но на практике камера большее время проводит в режиме M, и здесь вся ответственность лежит непосредственно на фотографе.

Sinar m sample shot

Пример рекламной полосы, снятой на Sinar m/Sinar eMotion 75
JPEG, конвертированный из оригинального TIFF (без какой-либо обработки), уменьшенный до 809 x 1080
ISO 100, 1/100 sec, F8
также можно посмотреть полноразмерный JPEG (4992 x 6668 @ 300 ppi) — осторожно, большой размер! — 12,26 Mb

Sinar m sample shot

Работа на длинных выдержках Sinar m/Sinar eMotion 75
JPEG, конвертированный из оригинального TIFF (без какой-либо обработки), уменьшенный до 1443 x 1080
ISO 200, 13 sec, 16F
также можно посмотреть полноразмерный JPEG (6668 x 4992 @ 300 ppi) — осторожно, большой размер! — 17,11 Mb

Ну и наконец программная часть. Для работы с задником Sinar eMotion потребуется компьютер марки Apple и провод FireWire из комплекта поставки — Sinar дружит только с «маками» и весь софт предлагается только под них (например, даже когда вы будете брать задник в аренду, вам также предложат взять и старенький PowerBook). На сегодняшний день доступны две программы, которые отвечают за получение кадров с камеры и их дальнейшую обработку — это Sinar CaptureShop и Sinar eXposure. Функционально они практически идентичны и заложенные возможности в них также одинаковы, разнятся только их интерфейсы. Главное же отличие в другом: год назад в Sinar пошли на шаг, которых от них ожидали на протяжении нескольких лет. Дело в том, что RAW-кадры, получаемые с задников Sinar до того момента приходили в закрытом формате STI, открыть который нигде иначе, кроме как в собственной CaptureShop, было невозможно. Продолжай Sinar и дальше в том же духе, и они бы потеряли свою аудиторию, которая видела рядом работающий вариант открытой системы тех же цифровых задников Leaf. И только при съемке в вышедшем год назад Sinar eXposure RAW-формат сменился на DNG.

В России затворов Sinar m наберется около 30 штук. Собранных в среднеформатные системы, как на нашей заглавной фотографии, их около пяти экземпляров, в основном же их используют как затвор к Sinar p3. Таких наберется порядка двадцати пяти штук. Из них 15-20 камер находятся в распоряжении Кремля, Эрмитажа, галерей и музеев поменьше (где-то и по несколько штук сразу). И оставшиеся пять-семь затворов, работающих на карданах, находятся в активном использовании профессиональных фотографов и несколько продвинутых любителей, которые могут себе позволить Sinar m.

Sinar m впечатляет всех. Фотографов он интересует как неизвестный до сих пор инструмент, вид которого говорит о всей серьезности намерений и потенциальных возможностях. Заказчики не без интереса рассматривают камеру, которую им еще не доводилось видеть ни на какой съемке. Вопросы же будут задавать все, кто увидит ее в ваших руках, а услышав ответы, касающиеся истории, цели, предназначения и (без этого никак нельзя) цены вопросы, уважение и признание в ваш адрес гарантировано.

Купить камеру в России можно только у официального дилера Sinar, Broncolor, Foba и Leaf — компании SBF Moscow, — дорогу к которому знает каждый серьезный фотограф (ул. Шверника, 17/3). Там же можно ее увидеть в действии и сделать пару пробных снимков, предварительно договорившись о демонстрации (www.sbf-moscow.ru)