Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски

Эндрю Ньюэлл Уайет – один из наиболее выдающихся художников США, работавших в 20 веке. Настолько же выдающийся, насколько недооценённый, Эндрю родился в многодетной (у него было четверо братьев и сестёр) семье 12 июля 1917 года. Эта дата мистическим образом приходилась на столетие со дня рождения Генри Дэвида Торо (знаменитый писатель, автор книги «Уолден или Жизнь в лесу»). Отец Эндрю счёл это счастливым совпадением – он, подобно Торо, был сторонником единения с природой и воспитывал в детях не только творческие задатки, но и внимательность свойственную натуралистам. Две сестры Эндрю впоследствии тоже стали художницами, одна – композитором а брат – известным изобретателем.

Помимо вышеупомянутого произведения Генри Торо, Уайет называл одним из главных впечатлений детства «Большой парад» Кинга Видора. Это также найдёт отражение в творчестве повзрослевшего Эндрю, которое навсегда, при внешнем статизме, будет нести отпечаток кинематографичности. Много лет спустя Видор снимет документальный фильм о творчестве Уайета, вернув таким образом поклон.

Не меньшее влияние оказала на мальчика и чрезмерная опека отца, который взял воспитание и учёбу сына в собственные руки. После того как Уайет-старший стал знаменитостью (прославившись в жанре оформления и иллюстрации), в их дом зачастили знаменитости вроде Ф.Скотта Фицджеральда и Мэри Пикфорд. Мальчик стал продолжателем художественных поисков отца, безусловно превзойдя его, а сын самого Эндрю окончательно оформил право Уайетов называться художественной династией.

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски11
Christina’s World, 1948

Может быть именно благодаря невольному затворничеству (Эндрю даже сравнивал отцовскую «школу» с тюрьмой) подавляющее большинство картин были написаны Уайетом в родном городе Чеддс-Форд в Пенсильвании и в летнем доме в Кушинге, штат Мэн. Даже став знаменитым художником и потеряв в автокатастрофе отца, Эндрю не хотел отказаться от родных пенат, за что получил определение художника-регионалиста.

Отсюда доминирующее на полотнах «одноцветье»: либо сепийная (то ли сгоревшая от солнца летняя, то ли пожухлая к осени) трава, либо снега. Картины Уайета скупы на яркие краски, все цветовые решения кроются в полутонах. Обратные примеры можно наблюдать лишь на ранних полотнах 30-х годов, ознаменовавших начало его творческой жизни, и поздних произведениях датирующихся началом 2000-х. Исследователями творчества художника выдвигалось предположение, что исчезновение яркости на полотнах того времени связано с гибелью Уайета-старшего.

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 21
Public Sale, 1943

Главная тема Уайета – тихая деревенская и провинциальная жизнь, не имеющая, впрочем, ничего общего с пасторалью и посконным реализмом. Да, на полотнах есть намёки на то, что герои только занимались или вот-вот займутся ловлей рыбы, охотой или делами по дому, но чаще всего, как ни парадоксально, люди на картинах Уайета не занимаются ничем, находясь в полусомнамбулическом единении с природой.

Многие обманутые Уайетом искусствоведы и по сей день упорно относят его к реалистам, но любой пытливый взгляд сразу заметит в их доводах ошибку. Вопреки твёрдой реалистичности подачи, нутряная жизнь картин наталкивает на мысли о том, что главное происшествие оставлено за кадром и зрителю придётся искать в обычном изображении людей, в пейзажах и натюрмортах разгадку, ответ на вопрос: что именно не успел запечатлеть художник? Именно этот «приём» позволяет Уайету удерживать внимание зрителя при созерцании самых обыденных вещей и явлений.

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 2
Spring, 1978

Героями картин художника может стать кто и что угодно: люди, вешалки с одеждой, стены домов, морские раковины, занавески, сугробы, посуда, etc. Удивительное смещение точек взгляда на мир зачастую не даёт назвать портреты Уайета портретами, а натюрморты натюрмортами. Будто сказочные медведи, вернувшиеся в свой дом, зрители смотрят на картину и пытаются понять, кто надевал этот дождевик, кто смотрел в это окно, кому принадлежит висящее на плечиках детское платье; кто жарил на костре омаров, ел морских ежей и лакомился устрицами?

Всё изображённое Уайетом создаёт впечатление недосказанности незримого присутствия некой силы, приводящей мир в движение, но о какой именно силе идёт речь зритель может только догадываться. Всё либо случилось за секунду до появления художника, а вместе с ним и зрителя, либо должно произойти вот-вот. Самое удивительное – эта недосказанность не раздражает, лишь будоражит аппетит смотрящего, подобно аперитиву.

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски
Squall, 1986

Сам Уайет также не преминул отказаться от «обвинений» в реализме, заметив, что люди и предметы на его картинах «дышат по-другому, глубоко внутри каждого из них скрыто волнение, вполне абстрактное» и, если действительно присмотреться к объекту творческого исследования, познать его суть, то «эмоциям, переполнившим тебя, не будет конца».

Подтверждают слова художника и редкие полотна на стыке сюрреализма и магического реализма, которые красной нитью прошли через весь творческий путь Уайетта. Впрочем, даже не прибегая к подобным жанрам, он может создать с помощью гиперболизации тревогу и напряжение у зрителя, как в картине «Лунное безумие». Неудивительно, что многие режиссёры (М. Найт Шьямалан, Ф. Ридли) вдохновлялись атмосферой картин Уайета при создании кинохорроров.

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски111
Moon madness, 1982

Показная реалистичность, скрывающая внутри полотна тревогу, а также повторяющиеся мотивы окон, оцепенелых, отстранённых друг от друга героев, в некотором смысле роднит Уайета с другим американским классиком – Эдвардом Хоппером. За портретную серию «Хельга» Уайет получил традиционно характерные для критики Хоппера обвинения в вуайеризме, но если у Хоппера через окно можно увидеть или точнее подглядеть жизнь людей, их однообразный быт, то Уайет часто оставляет комнаты пустыми, обращая взгляд не внутрь дома, а вовне. Тем не менее, всё-таки застигнутые Уайетом герои бывают весьма похожими в своей оцепенелости на героев Хоппера. Однако разница в эмоциях, всё равно не даёт породнить их окончательно.

andreu wyeth vertikal 13
Sleep

Над героями Уайета довлеет покой, почти левитановский но не светлый, не «вечный», а немного меланхоличный, словно их поразило этакое «Comfortably numb», приятное оцепенение, как у лирического героя в песне группы Pink Floyd.

Эндрю Уайетт прожил долгую жизнь, скончавшись на 92-м году жизни, и оставил ценителям живописи своё внушительное творческое наследие, заслуживающее пристального внимания, изучения и восхищения, конечно же, ведь для художника не столь важны премии (даже если речь идёт о Золотой медали конгресса или Национальной медали искусств), а, в первую очередь, внимание зрителя.

andreu wyeth vertikal 3
On the Edge, 2001

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 10
Adrift, 1982

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 5
Love in the Afternoon, 1992

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 7
Omen, 1997

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 4
Ring Road, 1985

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 9
Winter, 1946

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 6
Airborne, 1996

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 11
Black velvet, 1963

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 12
Turkey Pond, 1944

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 13
Wind from the Sea, 1947

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 3
Faraway, 1952

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 14
Embers, 2000

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 15
Arctic Circle, 1996

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 16
Man and the Moon, 1990

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 17
The Kuerners, 1971

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 19
Breakup,1994

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 20
Charlie Ervine, 1937

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 22
The Hunter, 1943

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 24
Young bull, 1960

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 25
Painter’s Folly, 1989

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 26
Winter fields, 1942

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 27
Soaring,1950

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 28
Scuba, 1994

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 29
Brown Swiss, 1957

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 32
The Carry, 2003

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 33
Winter Carnival, 1985

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 34
Two If By Sea, 1995

Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски 35
Black Hunter, 1938

andreu wyeth vertikal
Siri, 1970

andreu wyeth vertikal 2
Indian summer, 1970

andreu wyeth vertikal 4
Walking Stick, 2002

andreu wyeth vertikal 5
Dr. Syn, 1981

 

andreu wyeth vertikal 7
Trodden Weed, 1951

andreu wyeth vertikal 8
Distant Thunder, 1961

andreu wyeth vertikal 10
Pentecost, 1989

andreu wyeth vertikal 11
Christmas Morning, 1944

andreu wyeth vertikal 12
Jack-Be-Nimble, 1976

andreu wyeth vertikal 14
Snowy morning, 1947

andreu wyeth vertikal 15
Self – portrait, 1938

Источник: cameralabs.org