Дмитрий Медянцев: «Самое интересное — это сочетание рационального и иррационального»

Красоту северной природы могут передать лишь единицы. Суровый нрав, скупые эмоции, резкие перепады настроения, однако при этом сущность всегда прекрасная, чистая и ранимая. Среди уникальных фотографов, способных понять природу севера, — Дмитрий Медянцев. На Кольском полуострове он сделал снимок «Отражение ноября» и победил с ним в фотоконкурсе «Самая красивая страна» 2023 года в номинации «Пейзаж». Живет и работает в Кирово-Чепецке Кировской области.

Дмитрий Медянцев победил в номинации «Пейзаж» в фотоконкурсе «Самая красивая страна» 2023 года. Фотограф-любитель. Живет и работает в Кирово-Чепецке Кировской области.

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

В фотоконкурсе «Самая красивая страна» я участвую с 2020 года. Несколько раз выходил в полуфинал. А победа стала абсолютно неожиданной! Фотографии отправлял наудачу, особых надежд не возлагал. Вообще, конкурс РГО считаю одним из самых авторитетных в нашей стране, и победа в нем — это своего рода маркер, который очень высоко характеризует уровень моих работ. Пожалуй, на текущий момент победа в конкурсе РГО — мое самое большое достижение.

«Отражение ноября», 2022 год. Мурманская область, озеро Малый Вудъявр. С этой работой Дмитрий Медянцев победил в номинации «Пейзаж» в фотоконкурсе «Самая красивая страна» 2023 года.
«В центре Кольского полуострова, где возвышаются хребты Поачвумчорр и Тахтарвумчорр, входящие в горную систему Хибины, расположено озеро Малый Вудъявр, одно из красивейших в Мурманской области. Название можно перевести с саамского языка как "горное озеро". Чаша озера имеет сложную форму и напоминает серп. Благодаря небольшой глубине (до 10 м) и впадающим в него многочисленным рекам и ручьям вода очень прозрачная и чистая. В позднем ноябре низкое солнце не может дотянуться своими лучами до зеркала озера, и только верхушки сопок на его берегу горят ярким закатным огнем. Этому месту, расположенному недалеко от Кировска, я смог посвятить лишь одно съемочное утро — всего несколько часов. Облака над горой, нависающей над озером Малый Вудъявр, постоянно меняли конфигурацию и, как следствие, характер освещения. Втайне я надеялся, что утреннее солнце рано или поздно заполнит своим теплым светом долину озера, но этому, увы, не суждено было сбыться. Ноябрьское солнце на Кольском полуострове не поднимается высоко, а движется по пологой траектории, определяя короткий световой день, и часто освещает только верхушки гор. Вся подготовка свелась к выбору нейтрально-серого фильтра оптимальной плотности (ND8) для фиксации динамики ручья Вудъяврйок, ожиданию облаков интересной формы и красивого освещения гор на дальнем плане. Технически работа представляет собой панораму из нескольких горизонтальных снимков».

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

«Отражение ноября», 2022 год. Мурманская область, озеро Малый Вудъявр. С этой работой Дмитрий Медянцев победил в номинации «Пейзаж» в фотоконкурсе «Самая красивая страна» 2023 года.

«В центре Кольского полуострова, где возвышаются хребты Поачвумчорр и Тахтарвумчорр, входящие в горную систему Хибины, расположено озеро Малый Вудъявр, одно из красивейших в Мурманской области. Название можно перевести с саамского языка как “горное озеро”. Чаша озера имеет сложную форму и напоминает серп. Благодаря небольшой глубине (до 10 м) и впадающим в него многочисленным рекам и ручьям вода очень прозрачная и чистая. В позднем ноябре низкое солнце не может дотянуться своими лучами до зеркала озера, и только верхушки сопок на его берегу горят ярким закатным огнем. Этому месту, расположенному недалеко от Кировска, я смог посвятить лишь одно съемочное утро — всего несколько часов. Облака над горой, нависающей над озером Малый Вудъявр, постоянно меняли конфигурацию и, как следствие, характер освещения. Втайне я надеялся, что утреннее солнце рано или поздно заполнит своим теплым светом долину озера, но этому, увы, не суждено было сбыться. Ноябрьское солнце на Кольском полуострове не поднимается высоко, а движется по пологой траектории, определяя короткий световой день, и часто освещает только верхушки гор. Вся подготовка свелась к выбору нейтрально-серого фильтра оптимальной плотности (ND8) для фиксации динамики ручья Вудъяврйок, ожиданию облаков интересной формы и красивого освещения гор на дальнем плане. Технически работа представляет собой панораму из нескольких горизонтальных снимков».

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

Что побудило вас принять участие в конкурсе?

Основным жанром для меня является природная фотография России, поэтому профиль конкурса хорошо подходит. Разнообразие ландшафтов в нашей стране дает огромный простор для самореализации любому фотографу. И я не исключение. Самым сложным было, пожалуй, выбрать снимок.

«Бурные воды Актру», 2020 год. Горный Алтай, окрестности альплагеря «Актру»

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

«Бурные воды Актру», 2020 год. Горный Алтай, окрестности альплагеря «Актру»

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

Почему вы отправили именно работу «Отражение ноября»?

Больше всего меня привлекает природа севера и северо-востока нашей страны. В ней всегда можно увидеть неброскую красоту и часто суровый нрав. Несмотря на все капризы погоды, она может одарить красивыми красками заката и удивительными природными узорами. Именно в ноябре на Кольском полуострове можно увидеть недолговечное состояние предзимья, когда мороз уже сковал мелководье первым льдом, а лес еще не покрылся метровыми сугробами. На камнях быстротекущих рек образуются причудливые и недолговечные ледяные узоры, которые являются отличным передним планом. Первый лед на камнях и облака интересной формы вынудили меня зайти по колено в ручей Вудъяврйок, чтобы сделать этот кадр.

Как долго вы занимаетесь фотографией?

Примерно с 2005 года. Поначалу снимал все подряд, не разбирался в жанрах, не понимал, что мне действительно интересно. Переломный момент произошел во время обучения в художественной школе, где я изучал такие предметы, как композиция и живопись. Именно в этот период я научился видеть интересные сюжеты и придумывать композицию работ. Именно тогда я познакомился с линейной и воздушной перспективой, а также с теорией гармоничного сочетания различных цветов. Определенным творческим импульсом стало посещение выставки природной фотографии в Москве, на которой были представлены огромные отпечатки, показывающие красоту Камчатки и Байкала. Сейчас знания по фотографии я получаю из интернета и на небольших консультациях у фотогидов. Наверное, меня можно назвать самоучкой.

«Морозный закат в Сегеже», 2022 год. Республика Карелия

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

«Морозный закат в Сегеже», 2022 год. Республика Карелия

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

Вы пробовали себя в различных жанрах фотографии, однако остановились на пейзаже. С чем связано такое решение?

Все просто. Пейзаж получается лучше всего. Кроме того, мне нравится сам процесс, ведь пейзажная фотография всегда связана с путешествиями и приключениями. Немаловажно, что этот вид съемки соответствует моему темпераменту. Суть заключается в том, что надо поймать интересный свет, уловить определенное состояние в природе, которое часто бывает скоротечным. В результате на локации часто приходится много бегать, пытаясь поймать нужный кадр. Возникает азарт, который меня еще больше подстегивает.

«Колымская пушица», 2021 год. Колыма, безымянное озеро, нанизанное на ручей Сибиктелях

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

«Колымская пушица», 2021 год. Колыма, безымянное озеро, нанизанное на ручей Сибиктелях

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

Какими качествами должен обладать фотограф, чтобы снимать пейзаж?

Чувство прекрасного, любознательность, желание открывать новые неизведанные места, бережное отношение к природе и хорошая физическая форма. Что еще? Он не должен бояться рисковать в разумных пределах. Например, у меня есть немало фотографий, которые я бы никогда не получил, если бы не рискнул промокнуть в ручье или замерзнуть в холодную январскую ночь. Помимо навыков владения фотокамерой, нужно хорошо разбираться в постобработке. В качестве творческого ориентира могу назвать известного пейзажного фотографа Майка Рейфмана.

«Кольские сумерки», 2022 год. Волосяная сопка в окрестностях Кандалакши

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

«Кольские сумерки», 2022 год. Волосяная сопка в окрестностях Кандалакши

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

Какие советы можете дать тем, кто решит серьезно заниматься пейзажной съемкой?

Ищите эффектные места и необычные состояния природы. Не стоит снимать только в популярных локациях, пытаясь повторить чужие работы. Почаще уходите от известных сюжетов, ищите новые решения. Ну и, конечно, как можно больше практикуйтесь.

«Ноябрьская скорлупа». 2022 год. Кольский полуостров, окрестности села Ковда

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

«Ноябрьская скорлупа». 2022 год. Кольский полуостров, окрестности села Ковда

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

Где черпаете вдохновение?

В интернете, просматривая фотографии интересных мне авторов.

«Воды Кольского», 2022 год. Кольский полуостров, река Пила

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

«Воды Кольского», 2022 год. Кольский полуостров, река Пила

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

Какие объективы используете для съемки пейзажа?

Выбор оптики обычно зависит от места съемки. В основном я применяю связку из трех объективов, покрывающих диапазон фокусных расстояний от 14 до 400 мм. Самый востребованный — 24–120 мм f/4, на него я делаю около 60% кадров. На втором месте — сверхширокоугольник 14–30 f/4. Для съемки ночных пейзажей беру светосильный объектив 20 мм f/1.8. Реже всего использую телевик 80–400 мм f/4.5-5.6.

«Облачно на озере Малый Вудъявр», 2022 год. Кольский полуостров

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

«Облачно на озере Малый Вудъявр», 2022 год. Кольский полуостров

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

Почти 90% ваших фотографий являются панорамными. Почему вы выбрали именно такой формат?

Он позволяет сделать широкий охват пространства с акцентом на переднем плане. Благодаря значительному запасу по разрешению можно свободно кадрировать и применять более агрессивные методы обработки без потери информации в деталях. Наконец, есть возможность управлять оптическими искажениями итогового панорамного изображения за счет выбора проекции; одновременно решается проблема искажений в углах, если съемка велась на сверхширокоугольный объектив, но не фишай.

«Ванильное небо Карелии», 2022 год. Карелия, безымянное болото

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

«Ванильное небо Карелии», 2022 год. Карелия, безымянное болото

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

Вы не стремитесь отразить природу с документальной точностью. Ваша цель — получить красивую и необычную пейзажную фотографию. В то же время ваши работы воспринимаются как реалистичные, хотя некоторые находятся уже на грани. Как определяете ту тонкую границу, которая отделяет реалистичный пейзаж от компьютерного искусства?

Пожалуй, это один из самых сложных моментов — не перемудрить при постобработке. Определить границу помогает практический опыт. Чем больше снимаешь, тем быстрее приходит понимание, где начинается другой жанр. Лично я практически никогда не делаю коллажи, то есть не добавляю в фотографию того, чего не было в природе на момент съемки.

«Среди утреннего инея», 2022 год. Кировская область, окрестности села Белая

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

«Среди утреннего инея», 2022 год. Кировская область, окрестности села Белая

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

Моя обработка предполагает удаление мусора, мелких отвлекающих предметов и усиление отдельных сюжетно важных акцентов за счет света и цвета. Таким образом, любой человек, приехав на место съемки, легко узнает ландшафт по моей работе.

«Морозные сумерки», 2020 год. Кировская область, окрестности города Белая Холуница

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

«Морозные сумерки», 2020 год. Кировская область, окрестности города Белая Холуница

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

Как вы определяете регион, чтобы отправиться на съемку?

Безусловно, по фотографиям. Разнообразие ландшафтов, предсказуемость погоды, удаленность от популярных туристических маршрутов — все это также играет роль. Кроме того, немаловажным фактором являются особенности логистики региона и люди, с которыми предстоит путешествие. Важно найти единомышленников, которые готовы терпеть лишения ради интересных кадров. А вот отправляться с туристами — весьма спорное решение, поскольку цели фотографа и туриста чаще всего различаются.

«Колымская наледь», 2021 год. Дожившая до осени наледь на безымянном озере на ручье Сибиктелях, Колыма

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

«Колымская наледь», 2021 год. Дожившая до осени наледь на безымянном озере на ручье Сибиктелях, Колыма

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

Какие локации в России вы можете рекомендовать фотографам для посещения?

Меня привлекает север нашей страны. Если говорить о крае, в который мне хочется возвращаться снова и снова, то это Колыма. Считаю, что в России именно здесь самая яркая и красочная осень. Однако в последнее время, несмотря на удаленность от центральных регионов, даже Колыма испытывает наплыв туристов, что нелучшим образом сказывается на экологии хрупких экосистем вечной мерзлоты.

«Рассветные краски на Невидимке», 2021 год. Колыма, озеро Невидимка

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

«Рассветные краски на Невидимке», 2021 год. Колыма, озеро Невидимка

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

Какие фотографии у вас получаются наиболее удачными: случайные, продуманные или снятые на волне эмоционального подъема?

Самое интересное в фотографии — это сочетание рационального и иррационального. Часть удачных кадров получается на основе заранее спланированного путешествия. Фотограф представляет локацию с определенным состоянием природы и погоды — рассчитывает время и место подъема солнца, вероятность появления облаков, тумана и проч. Другая часть успешных кадров снимается мимоходом или в результате мимолетного впечатления. Но от этой спонтанности они не становятся хуже. Лично у меня преобладают продуманные кадры.

«Среди красных ковров голубичника», 2021 год. Колыма, берег озера Невидимка

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

«Среди красных ковров голубичника», 2021 год. Колыма, берег озера Невидимка

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

Какой был результат, когда вы впервые приняли участие в фотоконкурсе?

В фотоконкурсах я начал участвовать около десяти лет назад, и первые результаты, к сожалению, были плачевными. К тому же, как и многие, я считал конкурсы ангажированными. Спустя время изменил мнение, разобрался в логике выбора финалистов и призеров, стал легче относиться к неудачам. Сейчас результаты уже существенно не влияют на мою мотивацию и творчество. К любым фотоконкурсам отношусь как к своего рода азартной игре, в которой победа приятна, а провал не является поводом, чтобы опускать руки.

«Ночь на Рождество», 2020 год. Кировская область, село Всехсвятское

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

«Ночь на Рождество», 2020 год. Кировская область, село Всехсвятское

Фото: Дмитрий Медянцев / Предоставлено РГО

Зачем фотографу участвовать в фотоконкурсах?

С одной стороны, это часть творческого процесса — показать себя и сравнить с коллегами по увлечению. Конечно, любой успех вдохновляет. Например, когда заметил, что уверенно прогрессирую в ежегодных фотоконкурсах, почувствовал, что состоялся как фотограф. С другой стороны, конкурсы нельзя воспринимать слишком серьезно, поскольку их результаты могут демотивировать. Например, очень высокой может оказаться субъективность жюри. Более того, одна и та же работа в одном конкурсе может победить, а в другом — даже не добраться до полуфинала. Иными словами, участвовать в конкурсах надо, но нельзя принимать отрицательный результат близко к сердцу.

Заключение

Пейзажный фотограф Дмитрий Медянцев уверен, что фотография, как источник получения эстетического удовольствия, должна иметь две обязательные составляющие: рациональную и иррациональную. Неожиданные, непредсказуемые, необъяснимые моменты создают дополнительные смыслы в изображении и провоцируют зрителя на длительное осмысливание увиденного.

Узнать больше про Дмитрия Медянцева:

Источник: prophotos.ru