Hasselblad H4D-40

Обзор фотокамеры Hasselblad H4D-40

Это очевидно, что Hasselblad великолепно чувствует рынок. Как никакая другая компания Хассель всегда презентует свои новинки в самое подходящее время, предлагая именно тот набор форматов и функций, которые востребованы именно в этот самый момент. И кто откажется от отличного сбалансированного решения, которое к тому же хорошо выглядит, имеет высококонкурентное соотношение цена/качество и несет на себе имя Hasselblad. Точно так же получилось и серией H4D и первой представленной в семействе камерой Hasselblad H4D-40.

Февральским днем, когда H4D-40 показывали всему миру, в Москве тоже можно было посмотреть на новинку на официальной презентации камеры, проходившей в ФотоПро, который в Бумажном проезде. После всех речей и заурядных слайдов привезенный хассельбладовцами на мероприятие тестовый экземпляр камеры и ее инновационные функции можно было сразу же попробовать в деле. Не менее интересным оказался тогда и разговор с Клаусом Хедегаардом (Claus Hedegaard) из Hasselblad, который среди прочего рассказал, что российский рынок в отличие от всех других (на дворе, напомним, еще стоял финансовый кризис) показывает постоянный рост и потому наш рынок чрезвычайно интересен датчанам.

И у Hasselblad H4D-40 есть все шансы, чтобы стать здесь популярной. Это возможно даже без недавнего всплеска интереса к двум лимитированным сериям Ferrari Edition и Stainless Steel Edition, вызвавших повышенное внимание к моделе H4D-40, на базе которой эти эксклюзивные камеры собственно и сделаны.

Если бы не значок модели, отличить камеру от предшествующей версии практически невозможно

Безупречный вид спереди

Внешне это все та же легко узнаваемая H-серия. Однажды найденная удобная, функциональная форма и понятное любому расположение кнопок оставлены в неприкосновенности. Если имеется опыт работы на H3D, то с этой камерой вообще не будет никаких проблем — все абсолютно такое же. Потому мы не будем здесь повторять внешнее описание камеры (а оно идентично), ранее сделанное для обзора Hasselblad H3DII-50.

За то время, что прошло c предыдущего обзора Hasselblad, изменилось разве что наше отношение к ручке-батарейке. После многократного использования мы теперь стали более уверены в ней, и сомнений в надежности конструкции, которые преследовали нас раньше, больше нет. Это действительно простое и элегантное решение, придуманное Hasselblad. И так же со временем мы еще больше оценили удобство подзарядки аккумулятора без дополнительного крэдла. В обзоре Leica S2, которая практикует аналогичное прямое подсоединение батарейки к сети, мы даже выделили это в отдельный плюс при общей оценке камеры. Определенно это подход, который бы следовало перенять и всем остальным производителям.

Переназначенные кнопки управления на правой стороне

 

[av_video src=’http://www.youtube.com/watch?v=rNAPXqB4MCI’ mobile_image=” attachment=” attachment_size=” format=’16-9′ width=’16’ height=’9′ conditional_play=” av_uid=’av-8u6m6′]

К небольшому косметическому изменению можно отнести немного увеличенный размер кнопок под большим пальцем правой руки. Так удобнее и практичнее. Кстати это заметно лишь при сравнении камеры с предшествующим поколением, а так по ощущениям, как будто все так и было. Еще одно изменение, касающееся элементов управления, — переехавшая вниз кнопка блокировки экспозиции AE-L вместо имевшейся User. На прежнем месте теперь появилась кнопка True Focus, которая отвечает за работу новой системы фокусировки.

True Focus, кстати, является главным изобретением Hasselblad для новой серии. Если кто забыл, новая система позволяет камере самостоятельно «подкручивать резкость» при сдвиге/наклоне камеры после автофокусировки. Специальные сенсоры анализируют изменение положения камеры в пространстве и посылают микропроцессору объектива команды по корректировке фокуса. Положительный эффект от вмешательства электроники должен быть особенно заметен при съемке крупных портретов на максимально открытых диафрагмах, при которых «попадание в резкость» является критически важным фактором.

В Hasselblad совершенно правильно понимают, что сколько бы ни было зон фокусировки, большинство фотографов в конечном итоге все равно использует лишь одну единственную, центральную точку. Это быстрее, удобнее, привычнее, не требует дополнительных усилий и времени по выбору новой зоны, одним словом, универсальнее. А то, что при привычной фокусировке по лицу (глазу, если речь идет о съемке крупного портрета) модели и дальнейшем выборе композиции теряются драгоценные миллиметры резкости, многих фотографов особенно не волнует.

Вот тут True Focus и приходит на помощь, внося свои корректировки по ходу съемки. Работу системы не сложно заметить — после подтверждения точки фокуса, следущее движение камеры сопровождается внутренним урчанием мотора фокусировки, компенсирующего сдвиг/наклон фотоаппарата. В жизни True Focus, повторим, заметен на кадрах, снятых на максимально открытых диафрагмах, когда речь идет о тонкой глубине резкости. При закрытии диафрагмы разница в конечном результате исчезает.

Встроенная вспышка — секрет успеха фотографов, снимающих на Hasselblad

Ну и теперь о приходящей картинке. В Hasselblad H4D-40 используется KAF-40000, 40-мегапиксельный сенсор от Kodak (к слову такая же матрица используется Pentax в их новой камере 645D), который выдает, во-первых, потрясающие краски, детали и, во-вторых, имеет невероятно низкие шумы даже на очень высоких для цифровых задников значениях ISO, который прежде было сложно отнети к рабочим. И если в первом случае ничего неожиданного нет, учитывая какой оптикой располагает в своем арсенале Hasselblad, позволяющей свету с минимальнейшими потерями доходить до сенсора, то работа с шумами нас действительно приятно удивила. Еще никогда прежде в работе с цифровым средним форматом мы не рассматривали значения ISO выше 320 как что-то заслуживающее упоминания, а тем более использования в работе. Но с появлением Hasselblad H4D-40 все это меняется.

→ Перейти к подробным техническим характеристикам

Все получаемые изображения контрастны, полны красок и мельчайших деталей. Описывая хасселевские снимки на ум приходит слово “сочные”, настолько привлекательно выглядит картинка изначально на экране монитора, а затем и выведенная на печать.

Фотографии, получаемые на высоких ISO, безусловно «шумят», но это выглядит как настоящее пленочное «зерно». Мы даже пойдем дальше и рискнем сказать, что это «эстетически приятный» шум, не имеющий ничего общего с тем, что нам приходилось видеть раньше на цифровых задниках. И мы даже пойдем дальше и скажем, что работа на высоких значениях ISO на Hasselblad H4D-40 может быть напрямую сравнена с результатом, который выдает Canon 5D Mark II, самая доступная на сегодняшний день камера, имеющая высокие рабочие ISO. И это первый случай, когда цифровые среднеформатные ISO 800, ISO 1600 можно сопоставлять с такими же на узком формате. Иногда даже кажется, что ISO 1600 Хасселя будут получше.

И поэтому неудивительно, что эта камера представляет собой отличный выбор для свадебных фотографов и тех, кто занимается travel-фотографией. Легкая и удобная, в любой момент Hasselblad H4D-40 доставляет картинку отличного качества, вне зависимости от естественных световых условий и имеющегося (или неимеющегося) под рукой искуственного освещения. Никто не отрицает и возможность студийного использования фотоаппарата, но беспроблемная съемка “в полевых условиях с рук” для такой камеры подходит как ничто другое.

HC 80мм, ISO 100, 1/250 sec, f/4
Image by Kevin Then © 2010 Hasselblad
5478×7304 пикс
3FF (56 Мб) / TIFF (114 Мб) / JPEG (20,82 Мб)

HCD 28мм, ISO 200, 1/125 sec, f/8
Image by Kevin Then © 2010 Hasselblad
7304х5478 пикс
3FF (52,16 Мб) / TIFF (114 Мб) / JPEG (20,75 Мб)

HCD 28мм, ISO 100, 1/180 sec, f/16
Image by Kevin Then © 2010 Hasselblad
5478×7304 пикс
3FF (59,49 Мб) / TIFF (114 Мб) / JPEG (24,99 Мб)

HCD 28мм, ISO 400, 1/125 sec, f/8
Image by Kevin Then © 2010 Hasselblad
7304х5478 пикс
3FF (51,21 Мб) / TIFF (114 Мб)

HC 100мм, ISO 200, 1/180 sec, f/3.4
Image by Steve McCurry © 2010 Hasselblad
7304х5478 пикс
3FF (65,06 Мб) / TIFF (114 Мб)

HC 80мм, ISO 800, 1/100 sec, f/2.8
7304х5478 пикс
3FR (45,6 Мб) / TIFF (114 Мб) / JPEG (14,2 Мб)

HC 80мм, ISO 800-1600, 1/40-1/60 sec, f/2.8
7304х5478 пикс
ISO 800, 3FR (46,4 Мб) / TIFF (114 Мб) / JPEG (17,5 Мб)
ISO 1600, 3FR (45,9 Мб) / TIFF (114 Мб) / JPEG (31,3 Мб)

Максимум шума

HC 80мм, ISO 1600, 1/250 sec, f/2.8
7304х5478 пикс
3FR (45,1 Мб) / TIFF (114 Мб) / JPEG (24,2 Мб)

С тех пор как мы последний раз рассказывали про Phocus — родную программу Hasselblad для обработки своих RAW-снимков — в обзоре Hasselblad H3DII-50 (а потом была также новость), она подросла и немного изменилась. Определенно стала лучше, и с каждым обновлением заметно, что Hasselblad решительно старается учесть как можно большее количество пожеланий от фотографов, пользующихся программой.

Несмотря на открытый стандарт файлов и конкуренцию от Adobe в виде Adobe Camera Raw, Phocus все равно остается предпочтительной программой для обработки фотографий с Хасселя. Во-первых, здесь есть все родные профили и инструменты Hasselblad, гарантирующие точную передачу цвета и безошибочное воспроизведение всех настроек изображения, выставленных при съемке на самой камере, и во-вторых, в Phocus встроена очень полезная функция оптической коррекции изображения, которая уже давно стала одним из обязательных этапов обработки RAW-изображений.

Ко всему этому в условиях съемок непосредственно на компьютер других вариантов и нет — только родная программа обеспечивает беспроблемную связь между камерой и компьютером, позволяя удаленно менять настройки, спускать затвор и мгновенно выводить приходящие изображения на экран.

Единственное замечание к Phocus, пожалуй, это ограниченная поддержка RAW-файлов сторонних производителей. Ограниченная в том смысле, что этот функционал доступен только в MAC-версии программы, когда как для PC эта возможность отсутствует напрочь. А зря. Глядишь, и отобрали бы у Phase One и Adobe часть пользователей, «сидящих» на «писишных» Capture One/Lightroom и снимающих на узкий формат.

Hasselblad H4D-40

Нам нравится:

  • полная преемственность в управлении и расположении кнопок — мгновенное привыкание
  • рабочий автофокус (даже не принимая во внимание True Focus…)
  • True Focus (…а с ним хассельбладовский автофокус вообще не имеет конкурентов)
  • скорость съемки
  • низкие шумы при высоких значениях ISO
  • совместимость с существующей огромной линейкой объективов/аксессуаров к системам V и H

Нам не нравится:

  • пожалуй, впервые нам нравится все

В Hasselblad H4D-40 есть все, что нужно сегодняшнему фотографу и в нужном количестве. Мегапиксели — больше чем, в ближайшей камере из узкого формата, но в разумных пределах, если сравнивать с 60+ мегапиксельными братьями. Цена — самое взвешенное предложение, которое только можно представить. Качество приходящей картинки — тут даже не приходится спорить. Наконец, возможности — объективы и аксессуары для абсолютно любых задач. Зайдите в Фотофрейм (www.photosale.ru), и вы сможете убедиться в наших словах сами.