Обзор фотокамеры Leica S2

В Лейке на Ленинском очень красиво. Строгий дизайн, повсюду контрастные черный с красным и невероятно вежливые люди. А еще, если доведется случаем обсуждать там фототехнику, то можно услышать, что при сравнении двух фотографий, ту из них, которая будет сделана на Лейку, любой человек выделит сразу. И потом дальше про неповторимую магию снимков с Лейки, богатое наследие марки, которое ощущается в каждой фотографии и прочее. Понятно, что это все слова, которые должны подтолкнуть сомневающийся разум к покупке заветной камеры, но ведь легенда Лейки на самом деле существует. Нет другого такого производителя фототехники, которому в той же мере приписывались бы столь “магические” качества, перемешанные с богатейшей историей. И уж тем более, когда появляется такой современный фотоаппарат как Leica S2, от нее разве что не ожидают чуда, настолько она кажется фантастической во всех смыслах камерой.

На Photokina 2008, где Leica S2 впервые предстала перед фотографическим миром, были показаны оригинальный дизайн камеры, озвучены впечатляющие технические характеристики и представлена линейка оптики под S-серию. Спустя десять месяцев стала известной и запредельная цена новой Лейки, и это лишь добавило спекуляций на тему “что же такого есть в Лейке, что бы оправдывало такие суммы”. После этого пройти мимо такой камеры мы уже не могли и ее обзор стал лишь вопросом времени. Нам пришлось ждать до весны этого года.

И это того стоило.

Самое первое впечатление от камеры складывается, когда она только оказывается в руках. Передать словами всю прочность, солидность и качество конструкции не так просто. Для лучшего понимания просто скажем, что, перевернув камеру, на “тушке” можно обнаружить надпись Made In Germany (такая же надпись найдется и на объективе). И поэтому все с чем ассоциируется “немецкая сборка” в равной степени найдется и в Leica S2: от идеально подогнанных деталей и приятных на ощупь материалов до подобранного звука срабатывания затвора. Причем последний заслуживает отдельных слов. Видимо как и “настраиваемый” на заводе звук захлопывания дверей у немецких автомобилей, в Leica посвятили какое-то время поиску звука затвора, настолько обращаешь внимание в первый раз на его приятное слуху звучание.

Потом внимание переключается на форму самого фотоаппарата. Внешне Leica S2 похожа скорее на крупную узкоформатную зеркалку, чем на среднеформатную камеру. После Hasselblad, Leaf и Phase One мы привыкли, что сама камера выглядит как кубик, к которому навешивается с одной стороны объектив и с другой цифровой задник. В Leica S2 матрица – 37,5 мегапиксельный Kodak CCD сенсор размером 30×45мм – является встроенной, как в недавнем Pentax 645D. Это позволило сделать заднюю сторону камеры ровной, как у тех же Nikon или Canon. Отсюда невероятное удобство в обращении с камерой. В полной мере это проявляется в повседневном использовании Leica S2 например в качестве репортажного фотоаппарата; еще она удобно висит на шее и не доставляет неудобств в движении. Мы также заметили, что, имея привычные формы заурядного фотоаппарата, она мало привлекает внимание прохожих. Это ее огромный плюс.

Дизайн камеры вообще минималистичен. Самое яркое пятно это фирменный ярко красный шильдик Leica, а в остальном присутствует лишь минимальный набор неподписанных кнопок. Есть только один переключатель затворов и диск выдержек, которые имеют названия значений, но на этом все. Остальные четыре кнопки вокруг ЖК-экрана глухо черные, плюс еще одна безымянная кнопка справа от видоискателя и диск управления под большим пальцем – вот и все органы управления (для сравнения можно полюбоваться, как щедро располагает и подписывает свои кнопки например Hasselblad). Догадаться, что они делают любому фотографу не составит особого труда – через минут 5-10 хаотичного нажимания на имеющиеся кнопки логика управления становится более-менее понятной, но для более быстрого и полного вникания заглянуть в инструкцию будет полезно.

Еще есть маленький экранчик на верхней стороне камеры. Наверно ради небольшого оправдания цены камеры его сделали цветным (OLED). Он, как и все верхние экранчики в этом мире, показывает текущие выбранные значения диафрагмы, выдержки, чувствительности, уровень заряда батареи и кол-во возможных оставшихся кадров на карте памяти.

Четыре кнопки вокруг основного ЖК-экрана сзади это смарт-кнопки, т.е. их текущее назначение зависит от информации, которая в настоящий момент выводится. Само меню расписывать мы не будем – здесь все как у всех. Единственный “косяк” в управлении это увеличение изображения при рассмотрении деталей/проверке резкости и дальнейшее перемещение по кадру. Из-за невозможности диагонального движения для увеличения части фотографии, скажем нижней левой, нужно будет сначала сдвинуть рамку влево, потом зажать дополнительную кнопку и, удерживая ее, опустить рамку вниз, а при промахе, еще раз подправить влево-вправо. Звучит сложно, в реальности также неудобно.

Ну и на этом наверно достаточно про внешний вид камеры. Разве что отдельных слов заслуживает видоискатель. Он большой и яркий, и по нему очень просто наводится на резкость, а в сложных ситуациях поможет дополнительно заказываемый сменный фокусный экран с клиньями.

Съемка на Leica S2 ожидаемо проста. Нам понравился автофокус, он шустр и весьма точен. Ему требуется некоторое время, чтобы зафиксироваться, поэтому при фотографировании до спуска затвора следует дождаться подтверждения фокусировки в видоискателе (можно настроить и звуковой сигнал), иначе он молниеносно зацепит новый объект и незаметно сдвинет границу резкости.

Нет претензий и к экспозамеру, разве что субъективно недосвечивает до нормы на треть ступени. При использовании многозонного замера (multiple field metering) весьма точно определяется освещение сцены и подбирается экспопара. При работе же в студии камерой (любой камерой) предпочтительно работать в M-режиме, и тут замер уже будет на совести фотографа.

Понравилось колесо выставления выдержек на верхней панели камеры как на старых пленочный фотоаппаратах. Удобно и быстро. При репортажной съемке или съемке спортивных мероприятий такому проверенному временем подходу будут благодарны многие фотографы.

Всем, кто хочет использовать камеру в серьезных съемках, стоит подождать объективов с центральным затвором. Сейчас камера синхронизируется по вспышке на 1/125 с, а c CS-объективами, которые станут доступными чуть позже, это значение сократится до 1/500 c. Сама камера к будущим объективам готова уже сейчас, на задней стороне есть необходимый переключатель, но, повторим, в настоящий момент он бесполезен.

Ну и теперь о получаемых изображениях. При настройках по умолчанию Leica S2 выдает очень мягкую картинку, и сдается нам так и было предусмотрено создателями камеры. Безусловно там где должно быть резко, там резко – оптика тут позволяет и камера использует оптические возможности вполне. И да, в дальнейшем при помощи графических редакторов резкость можно “докрутить” до любого уровня, но вот именно “сырая” картинка с камеры приходит такой, как это видно на снимках. Вот что действительно хорошо получается у Leica S2, так это наоборот размытие зоны нерезкости (любимое фотографами bokeh), прекрасно передающее глубину сцены.

Тона и краски передаются предельно честно. Камера не стремится приукрасить действительность, но и не отнимает жизни из фотографий. Нам такой баланс нравится, но опять же, так как это “цифра”, то в пост-обработке всегда можно все мелочи подправить по желанию.

Чувствительность камеры устанавливается от PULL 80 (кстати при этом значении Лейка отдельно замечает в своих материлах, что получающиеся картинки имеют меньший контрастный диапазон) до 1250 – всего пять значений, каждый шагом в ступень. Рабочими же следует считать только первые три (до ISO 320), затем шум в темных областях заметно вылезает и портит картинку.

Камера не имеет четкого жанрового предпочтения, она универсальна и подойдет для любых задач. Модельная съемка в студии – почему бы нет, вот вам легкая и удобная Leica S2, а скоро появится батарейная ручка, и тогда портреты станут вообще любимейшим делом. Репортаж/съемка на улице – так это вообще родная стихия для Лейки. Архитектурная съемка – пока не очень, но уже не за горами выход обещанных тилт/шифт объективов. “Мыльницей” поснимать одноклассников – ответ уже очевиден.

Summarit-S 70, ISO 160, 1/45 sec, f/2.5
7512×4992 px
Полноразмерные JPEG 11,4 МБ
TIFF в Zip-архиве 47,4 МБ
RAW (.DNG) 72,3 МБ

Summarit-S 70, ISO 160, 1/15 sec, f/2.5
7512×4992 px
Полноразмерные JPEG 13,6 МБ
TIFF в Zip-архиве 54,4 МБ
RAW (.DNG) 72,4 МБ

Summarit-S 70, ISO 80, 1/125 sec, f/9.5
4992×7512 px
Полноразмерные JPEG 16,7 МБ
TIFF в Zip-архиве 50,6 МБ
RAW (.DNG) 72,5 МБ

Summarit-S 70, ISO 80, 1/180 sec, f/2.8
7512×4992 px
Полноразмерные JPEG 11,9 МБ
TIFF в Zip-архиве 43 МБ
RAW (.DNG) 72,3 МБ

Summarit-S 70, ISO 80, 1/500 sec, f/2.8
7512×4992 px
Полноразмерные JPEG 10,5 МБ
TIFF в Zip-архиве 35,2 МБ
RAW (.DNG) 72,2 МБ

Summarit-S 70, ISO 80, 1/125 sec, f/4
7512×4992 px
Полноразмерные JPEG 12,2 МБ
TIFF в Zip-архиве 45,4 МБ
RAW (.DNG) 72,4 МБ

Summarit-S 70, ISO 80, 1/125 sec, f/2.5
7512×4992 px
Полноразмерные JPEG 10,4 МБ
TIFF в Zip-архиве 36,9 МБ
RAW (.DNG) 72,2 МБ

Summarit-S 70, ISO 320, 1/500 sec, f/8
7512×4992 px
Полноразмерные JPEG 11,8 МБ
TIFF в Zip-архиве 37,2 МБ
RAW (.DNG) 72,3 МБ

Summarit-S 70, ISO 320, 1/500, f/4.8
4992×7512 px
Полноразмерные JPEG 12,5 МБ
TIFF в Zip-архиве 40,2 МБ
RAW (.DNG) 72,3 МБ

Summarit-S 70, ISO 80-1250, 1/25-1/350 sec, f/8
7512×4992 px
ISO 80 JPEG/TIFF/RAW
ISO 160 JPEG/TIFF/RAW
ISO 320 JPEG/TIFF/RAW
ISO 640 JPEG/TIFF/RAW
ISO 1250 JPEG/TIFF/RAW

Summarit-S 70, ISO 80, 1/125 sec, f/23
4992×7512 px
Полноразмерные JPEG 13,4 МБ
TIFF в Zip-архиве 52,4 МБ
RAW (.DNG) 72,5 МБ

Summarit-S 70, ISO 80, 1/125 sec, f/5.7
7512×4992 px
Полноразмерные JPEG 12,4 МБ
TIFF в Zip-архиве 53,4 МБ
RAW (.DNG) 72,5 МБ

Summarit-S 70, ISO 80, 1/125 sec, f/4.8
7512×4992 px
Полноразмерные JPEG 12,8 МБ
TIFF в Zip-архиве 62,5 МБ
RAW (.DNG) 72,6 МБ

Summarit-S 70, ISO 80, 1/125 sec, f/11
4992×7512 px
Полноразмерные JPEG 15,1 МБ
TIFF в Zip-архиве 55,3 МБ
RAW (.DNG) 72,5 МБ

Summarit-S 70, ISO 80, 8 sec, f/11
7512×4992 px
Полноразмерные JPEG 34,1 МБ
TIFF в Zip-архиве 95,2 МБ
RAW (.DNG) 72,5 МБ

Leica S2 поставляется без программного обеспечения. Вместо этого каждый владелец получает возможность бесплатно скачать и установить Adobe Photoshop Lightroom. Так как камера снимает в открытый RAW-формат (DNG), то файлы без проблем открываются как в продуктах от Adobe, так и в других графических редакторах, например, в Capture One 5, но официально ни одна программа на сегодняшний день новую Лейку еще не поддерживает. Что впрочем не мешает нормальной работе с файлами уже сейчас.

Зарегистрированные владельцы Leica S2 также получают возможность скачать программу для управления камерой при съемке с компьютера – Leica Image Shuttle – разработанную самой Leica. Программа находится в стадии бета-тестирования, но нам удалось ее заполучить и попробовать в действии (если быть точными, мы использовали BETA-Version 0.9). Leica Image Shuttle существует как под PC, так и под MAC. Версия под MAC “чуть более бета”, чем версия для PC, и потому представители Leica в общении рекомендуют работать именно с последней.

Leica Image Shuttle, как мы уже сказали, отвечает за управление камерой и удаленную съемку. Не более того. Приходящие кадры она уже не показывает. Чтобы видеть, что получается, придется настроить взаимодействие с той же Adobe Photoshop Lightroom, используя механизм Hot Folder. В Leica Image Shuttle прописывается путь, куда программа будет складывать файлы, приходящие с камеры, и этот же путь указывается в Lightroom в меню функции автоматического импортирования изображений. В таком случае при срабатывании затвора Leica Image Shuttle перенесет файл на компьютер и переложит его в заданную папку, а Lightroom, увидев новый файл, импортирует его в свой рабочий каталог и выведет изображение на экран.

Все время, что мы готовили этот обзор, мы раздумывали над тем, какие следует сделать выводы. Очевидно, что камера не выдает той картинки, которая оправдывала бы столь высокую цену новинки. И будет много людей, которые, посмотрев на фотографии облегченно скажут, что не стоит она таких денег и “теперь ее можно спокойно не покупать”. И потому здесь необходимо понимать следущее. Лейка долго готовилась к выходу этой камеры. Очевидно, что в нее было вложено много идей, затрачено много сил, и теперь на нее возлагают большие надежды.

Leica S2 для самой Лейки это знаковая модель. Она начинает новую главу в жизни S-серии. Но это не просто новая камера, а продолжение истории легендарных камер, объединяемых общей идеей безупречного качества. В будущем мы обязательно увидим дальнейшее развитие серии и расширение линейки бесподобной оптики. Выпуск новой камеры также возвращает Лейку в категорию производителей фототехники для профессионалов. После перебрендированных панасониковских “мыльниц” и фирменных “дальномерок”, согласитесь, это существенный шаг вперед.

Leica S2, сколько бы они ни стоила, в любом случае найдет своего покупателя. Человек обеспеченный, это все равно будет энтузиаст в мире фотографии, который предъявляет высокие требования к фототехнике. Пусть в России эта картина в действительности немного искажена, но в мировой практике дело обстоит именно так. А для тех из нас, кто на фотографии зарабатывает, на сегодня безусловно есть и более практичные, доступные и не менее качественные (а то и превосходящие) по итоговой картинке продукты.

Нам нравится…

  • красный шильдик Leica и весь “багаж” ощущений, который идет вместе с ним
  • 37,5 MP
  • неприметность камеры
  • минималистичный дизайн
  • звук срабатывания зеркала затвора
  • поддержка производителя
  • открытый формат RAW (DNG)
  • размытие нерезкости (bokeh)
  • зарядка аккумулятора без дополнительного крэдла (невероятно удобный подход, который также использует Hasselblad – мы считаем, что это признак серьезного внимания производителя к организации работы с камерой)

Нам не нравится…

  • цена
  • шумная матрица
  • опять же цена
  • логика увеличения изображения на экране
  • определенно цена
  • мягкая рязкость

Этот обзор не был бы возможным, если бы нашей встрече с Лейкой не помогли замечательные люди из Фотофрейма. Возможно, что и ваша Leica S2 уже ждет вас там.