50-мегапикселей это реально много. Переходить на них/брать их в аренду стоит только в том случае, если этого требует заказчик или у вас есть свободные 977.900 рублей, которые больше не на что потратить. На текущий момент практически любые задачи с лихвой покрываются уже широко распространенными среди фотографов 28- и 33-мегапиксельными форматами. Но отрицать закономерное развитие технологий было бы тоже наивно, и потому мы предлагаем рассматривать Hasselblad H3DII-50 как камеру, которая в самом ближайшем будущем могла бы заменить ваш текущий цифровой задник, или даже стать первой пробой в цифровом среднем формате после «третьего марка». В любом случае наличие в своем арсенале Hasselblad выгодно выделит вас на фоне ваших коллег, ведь у вас в руках камера с богатой историей.

Из всех новых цифровых среднеформатных камер Hasselblad H3DII-50 обладает самым привлекательным внешним видом. В ней нет той угловатости и «кирпичности», которые так бросаются в глаза в Sinar Hy6/Leaf AFi и более раннем Rolleiflex 6008, Phase One и Mamiya. Наоборот, в ней есть мягко очерченные формы, сглаженные линии и идеальные пропорции. Описывая Hasselblad, можно поймать себя на мысли, что описываешь некий спорткар из Маранелло, настолько эти слова подходят к H3DII-50.

Держать в руках и снимать на Hasselblad H3DII-50 одно удовольствие. Оно складывается из таких элементов как мягкое, но точное, кольцо фокусировки на объективе, большой и яркий экран на цифровом заднике, отдельно отведенная кнопка присвоения рейтинга только что снятому кадру, встроенная вспышка в видоискателе (встроенная вспышка в видоискателе?!).

Но за общим внешним совершенством скрываются пара мелочей, как хороших, так и и не очень, которые привлекли наше внимание. Большой плюс Hasselblad за подписи под всеми без исключения кнопками на корпусе камеры и отличному большому ЖК-экранчику на ручке камеры. Безусловно, к любому управлению можно привыкнуть и через какое-то время обращение с той или иной камерой происходит на абсолютно интуитивном уровне, но когда вы берете камеру в аренду, это может стать решающим фактором. Sinar Hy6/Leaf AFi, например, при схожей эргономике лишен подписей под кнопками, располагающимися на ручке, что затрудняет человеку, впервые взявшему ее в руки, управление настройками как до, так и во время съемки.

Минусом в эргономике Hasselblad является расположение кнопок «внутри ручки». Пользоваться ими совершенно невозможно: а) трудно «нащупать», б) трудно различить, на какой в данный момент остановился палец, и, наконец, в) невозможно в итоге нажать. Также «минус» уходит в Hasselblad за легко отстегивающуюся батарейную ручку — хотя мы ни разу и не испытали проблем в реальной эксплуатации, в условиях поставленного эксперимента камера легко «отваливается» от нее. Весьма сомнительным решением является и расположение колеса управления выдержками, которое находится справа на самом краю ручки. Переведя на него во время съемки большой палец правой руки, вы опять же рискуете уронить камеру.

Видоискатель безупречен. Очень светлый. Никаких проблем с наводкой на резкость в ручном режиме (стопроцентное попадание в фокус во всех наших тестах). Его надо обязательно показать заказчику, когда тот будет расспрашивать про камеру.

Цифровой задник также оставляет только положительные эмоции. ЖК-экран большой, кнопки и управление, как и в случае с камерой в целом, понятны сразу же, и наконец, просмотр файлов на экранчике, зуммирование и прокрутка всей съемки проходят без каких-либо задержек.

Удивительная легкость камеры объясняет ее основной фронт работы — съемка моды. Кофр с Hasselblad H3DII-50, двумя объективами, зарядкой и принадлежностями для подключения к компьютеру по сравнению с конкурирующими в сегменте камерами практически невесом. Как следствие продолжительная работа с камерой без штатива не обращается в тягость, и не несет с собой привычного уставания в руках.

В качестве картинки, приходящей с камеры, сомневаться не приходится. 50 мегапикселей это действительно большая разница в сравнении с тем, что есть у вас на данный момент. Количество деталей, запечатляемых камерой просто ошеломляет: снятый пейзаж можно очень долго таскать по экрану «ручкой» и рассматривать мельчайшие нюансы. И даже самый дальний и мелкий объект (в наших опытах, например, прищепка на балконе дома, стоящего через улицу) будет различим и читаем, будет иметь форму, четкие границы и ровный цвет! Те же 50 мегапикселей на портрете — это мельчайшая передача фактуры кожи, огромные по глубине деталей глаза и безупречно проработанный каждый волос на голове модели.

Большую роль в получении этого великолепия на фотографии играют и объективы линейки H. Они рисуют тонко и не создают завалов, и даже 28-миллиметровый «ширик» не искривляет прямых линий. Здесь стоит упомянуть и программную коррекцию всех оптических характеристик каждого объектива из линейки H, которую можно дополнительно включить при пост-обработке. Hasselblad ей очень гордится и, надо признать, заслуженно. Мы привыкли к такому качеству еще на пленочных аппаратах и потому приятно, что «цифра» выдает ту картинку, которой так славятся продукты Hasselblad.

Среди продуктов, расширяющих возможности камеры, в запасе у Hasselblad имеется модуль HTS 1.5 — тилт/шифт адаптер, призванный на помощь фотографам, заинтересованным в съемке архитектуры и предметной фотографии. По сути это «переходник» для объективов HC, позволяющий исправлять геометрию в кадре, делать заломы и «играться с плоскостью резкости». Модуль крепится между камерой и объективом, и с той и с другой стороны у него байонетные крепления, по середине — небольшой резиновый раздвижной мех и две подвижки: сдвиг в плоскости и изменение угла наклона. Тот, кто имел дело с камерами большого формата, понимает какую свободу дарит возможность внесения оптических искажений. Но именно знание и опыт того, как это работает на кардане, и разочаровывает при знакомстве с HTS 1.5 Процесс съемки с адаптером, а также полученные результаты, в нашем случае показали заметное снижение резкости по полю кадра и введение более чем заметных хроматических аберраций. Также стоит избегать крайних и близких к ним положений тилт/шифт адаптера, которые ведут к общему падению качества итоговой картинки.

Родной программой для всех цифровых камер Hasselblad является Phocus. Аналогично подобным решениям от тех же Sinar, Leaf и Phase One, Phocus отвечает за съемку непосредственно на компьютер, за обработку RAW-файлов и их последующий экспорт. Интерфейс программы также мало отличается от конкурентов, здесь все находится на тех же местах, вкладки имеют знакомые названия, все просто и логично и опять же напоминает eXposure, Capture One и Leaf Capture вместе взятых. Другими словами, времени на привыкание даже не требуется: пусть и впервые запустил программу — работать можно сразу.

Что нам не нравится, так это алгоритм работы Phocus’a с родными файлами. Сама программа для любых дальнейших действий с полученными кадрами импортирует их во внутренний формат 3F. Получается необъяснимая трата времени и ресурсов, когда только что отснятый материал, вот уже готовый казалось бы к обработке, необходимо сначала весь перевести в 3F, и только потом Phocus может их открыть и показать в полной красе.

Некоторое время назад Adobe добавила поддержку камер Hasselblad в Adobe Camera Raw и потому процесс, продолжающийся после съемки, теперь останется привычным для тех, кто работает в Лайтруме/Фотошопе, так как Adobe открывает 3FR напрямую.  Другими словами при желании Phocus можно вообще исключить из производственного процесса.

Phocus выпускается как под MAC, так и под PC. Программы абсолютно идентичны по возможностям, за исключением того, что маковская версия ко всему прочему позволяет сразу экспортировать из 3FR, обладает фоновым импортированием (при больших объемах это становится критическим фактором) и чуть более оптимизирована под съемку напрямую с компьютера. Последнюю версию Phocus всегда можно найти у производителя http://www.hasselbladusa.com/products/phocus.aspx Рекомендуем установить и попробовать как минимум для того, чтобы самим «покрутить в руках» выложенные нами тестовые RAW-файлы с камеры. Для получения доступа к закачке программы придется пройти регистрацию на сайте, и, даже если у вас нет хасселя и вы честно об этом укажете, вам в любом случае откроется заветная ссылка.

Hasselblad H3DII-50 на сегодняшний день является одним из лучших решений для профессиональных фотографов. Мы смело рекомендуем брать его в аренду (а в идеале купить в собственное пользование) и использовать для различных задач в любом жанре, экспериментировать с ним и повышать свое мастерство.

Нам нравится…

  • надпись Hasselblad
  • 50 мегапикселей
  • цена
  • яркий видоискатель
  • программная коррекция муара и особенностей объективов
  • линейка H оптики плюс вся система V через адаптер CF
  • удобство управления камерой и задником
  • ручной фокус
  • вес камеры
  • по-кэноновски быстрый просмотр отснятых кадров на заднике
  • скорость включения камеры
  • отсчет секунд на ЖК-экранчике камеры при длительных выдержках

Нам не нравится…

  • возросшие объемы ретуши (все недостатки кожи теперь стали просто огромного размера)
  • кнопки внутри ручки
  • автофокус
  • отстегивающаяся батарейная ручка
  • колесо выдержек под большим пальцем правой руки
  • перевернутая резиновая заглушка синхроконтакта (которая оторвется через первые две недели съемок с синхропроводом)
  • устройство адаптера HTS 1.5 не позволяет поставить камеру на некоторые штативы (при аренде обязательно проверьте совместимость со своим, и при необходимости арендуйте дополнительный!)

Из всех новых цифровых среднеформатных камер Hasselblad H3DII-50 обладает самым привлекательным внешним видом. В ней нет той угловатости и «кирпичности», которые так бросаются в глаза в Sinar Hy6/Leaf AFi и более раннем Rolleiflex 6008, Phase One и Mamiya. Наоборот, в ней есть мягко очерченные формы, сглаженные линии и идеальные пропорции. Описывая Hasselblad, можно поймать себя на мысли, что описываешь некий спорткар из Маранелло, настолько эти слова подходят к H3DII-50.

Держать в руках и снимать на Hasselblad H3DII-50 одно удовольствие. Оно складывается из таких элементов как мягкое, но точное, кольцо фокусировки на объективе, большой и яркий экран на цифровом заднике, отдельно отведенная кнопка присвоения рейтинга только что снятому кадру, встроенная вспышка в видоискателе (встроенная вспышка в видоискателе?!).

hasselbladh3dii-50_details02

Задний экран, кнопка присвоения рейтинга фотографии, светодиод занятости цифрового задника и напоминание обладателю камеры, что в его руках 50 мегапикселей от Hasselblad

Но за общим внешним совершенством скрываются пара мелочей, как хороших, так и и не очень, которые привлекли наше внимание. Большой плюс Hasselblad за подписи под всеми без исключения кнопками на корпусе камеры и отличному большому ЖК-экранчику на ручке камеры. Безусловно, к любому управлению можно привыкнуть и через какое-то время обращение с той или иной камерой происходит на абсолютно интуитивном уровне, но когда вы берете камеру в аренду, это может стать решающим фактором. Sinar Hy6/Leaf AFi, например, при схожей эргономике лишен подписей под кнопками, располагающимися на ручке, что затрудняет человеку, впервые взявшему ее в руки, управление настройками как до, так и во время съемки.

hasselbladh3dii-50_details05

Кнопки управления на видоискателе и задней стороне

Минусом в эргономике Hasselblad является расположение кнопок «внутри ручки». Пользоваться ими совершенно невозможно: а) трудно «нащупать», б) трудно различить, на какой в данный момент остановился палец, и, наконец, в) невозможно в итоге нажать. Также «минус» уходит в Hasselblad за легко отстегивающуюся батарейную ручку — хотя мы ни разу и не испытали проблем в реальной эксплуатации, в условиях поставленного эксперимента камера легко «отваливается» от нее. Весьма сомнительным решением является и расположение колеса управления выдержками, которое находится справа на самом краю ручки. Переведя на него во время съемки большой палец правой руки, вы опять же рискуете уронить камеру.

hasselbladh3dii-50_details01

Те самые кнопки внутри ручки («поднятие зеркала» и «репетир диафрагмы»)

Видоискатель безупречен. Очень светлый. Никаких проблем с наводкой на резкость в ручном режиме (стопроцентное попадание в фокус во всех наших тестах). Его надо обязательно показать заказчику, когда тот будет расспрашивать про камеру.

Цифровой задник также оставляет только положительные эмоции. ЖК-экран большой, кнопки и управление, как и в случае с камерой в целом, понятны сразу же, и наконец, просмотр файлов на экранчике, зуммирование и прокрутка всей съемки проходят без каких-либо задержек.

→ Перейти к подробным техническим характеристикам

Удивительная легкость камеры объясняет ее основной фронт работы — съемка моды. Кофр с Hasselblad H3DII-50, двумя объективами, зарядкой и принадлежностями для подключения к компьютеру по сравнению с конкурирующими в сегменте камерами практически невесом. Как следствие продолжительная работа с камерой без штатива не обращается в тягость, и не несет с собой привычного уставания в руках.

В качестве картинки, приходящей с камеры, сомневаться не приходится. 50 мегапикселей это действительно большая разница в сравнении с тем, что есть у вас на данный момент. Количество деталей, запечатляемых камерой просто ошеломляет: снятый пейзаж можно очень долго таскать по экрану «ручкой» и рассматривать мельчайшие нюансы. И даже самый дальний и мелкий объект (в наших опытах, например, прищепка на балконе дома, стоящего через улицу) будет различим и читаем, будет иметь форму, четкие границы и ровный цвет! Те же 50 мегапикселей на портрете — это мельчайшая передача фактуры кожи, огромные по глубине деталей глаза и безупречно проработанный каждый волос на голове модели.

HC 150N, ISO 50, 1/180 sec, f/12HC 150N, ISO 50, 1/180 sec, f/12
Полноразмерный TIFF (в ZIP-архиве) (6132 x 8176, TIFF 143 Мб, ZIP 88,3 Мб)
Оригинальный RAW (.3FR) (6132 x 8176, 76,8 Мб)

HC 80mm, ISO 50, 1/350 sec, f/6.3HC 80mm, ISO 50, 1/350 sec, f/6.3
Полноразмерный TIFF (в ZIP-архиве) (6132 x 8176, TIFF 143 Мб, ZIP 74,5 Мб)
Оригинальный RAW (.3FR) (6132 x 8176, 71,1 Мб)

HCD 28mm, ISO 50, 1/100 sec, f/10HCD 28mm, ISO 50, 1/100 sec, f/10
Полноразмерный TIFF (в ZIP-архиве) (8176 x 6132, TIFF 143 Мб, ZIP 77,5 Мб)
Оригинальный RAW (.3FR) (8176 x 6132, 72,3 Мб)

HC 80mm, ISO 50, 1/250 sec, f/16HC 80mm, ISO 50, 1/250 sec, f/16
HTS 1.5 Tilt: -6,0° Shift: 2,0mm Rot: 30°
Серая карта для настройки баланса белого
Полноразмерный TIFF (в ZIP-архиве) (6132 x 8176, TIFF 143 Мб, ZIP 85,9 Мб)
Оригинальный RAW (.3FR) (6132 x 8176, 74,8 Мб)

HC 80mm, ISO 50, 1/250 sec, f/16HC 80mm, ISO 50, 1/250 sec, f/16
HTS 1.5 Tilt: -0,1° Shift: 0,0mm Rot: 0°
Серая карта для настройки баланса белого
Полноразмерный TIFF (в ZIP-архиве) (6132 x 8176, TIFF 143 Мб, ZIP 82,9 Мб)
Оригинальный RAW (.3FR) (6132 x 8176, 74 Мб)

HCD 28mm, ISO 50, 6 sec, f/11HCD 28mm, ISO 50, 6 sec, f/11
HTS 1.5 Tilt: -10,7° Shift: 5,1mm Rot: 0°
Полноразмерный TIFF (в ZIP-архиве) (8176 x 6132, TIFF 143 Мб, ZIP 59,5 Мб)
Оригинальный RAW (.3FR) (8176 x 6132, 63,8 Мб)

HCD 28mm, ISO 50, 23 sec, f/22HCD 28mm, ISO 50, 23 sec, f/22
HTS 1.5 Tilt: -10,7° Shift: 5,1mm Rot: 0°
Полноразмерный TIFF (в ZIP-архиве) (8176 x 6132, TIFF 143 Мб, ZIP 51,1 Мб)
Оригинальный RAW (.3FR) (8176 x 6132, 63,5 Мб)

HCD 28mm, ISO 100, 23 sec, f/22HCD 28mm, ISO 100, 23 sec, f/22
HTS 1.5 Tilt: 0,2° Shift: 7,8mm Rot: 0°
Полноразмерный TIFF (в ZIP-архиве) (8176 x 6132, TIFF 143 Мб, ZIP 51,7 Мб)
Оригинальный RAW (.3FR) (8176 x 6132, 61,2 Мб)

HCD 28mm, ISO 50, 11 sec, f/22HCD 28mm, ISO 50, 11 sec, f/22
HTS 1.5 Tilt: -10,8° Shift: 7,1mm Rot: 90°
Полноразмерный TIFF (в ZIP-архиве) (8176 x 6132, TIFF 143 Мб, ZIP 24,9 Мб)
Оригинальный RAW (.3FR) (8176 x 6132, 59 Мб)

HC 80mm + HTS 1.5, ISO 100, 16 sec, f/22HC 80mm, ISO 100, 16 sec, f/22
HTS 1.5 Tilt: -0,4° Shift: 15,5mm Rot: 0°
Полноразмерный TIFF (в ZIP-архиве) (8176 x 6132, TIFF 143 Мб, ZIP 19,2 Мб)
Оригинальный RAW (.3FR) (8176 x 6132, 58,1 Мб)

Большую роль в получении этого великолепия на фотографии играют и объективы линейки H. Они рисуют тонко и не создают завалов, и даже 28-миллиметровый «ширик» не искривляет прямых линий. Здесь стоит упомянуть и программную коррекцию всех оптических характеристик каждого объектива из линейки H, которую можно дополнительно включить при пост-обработке. Hasselblad ей очень гордится и, надо признать, заслуженно. Мы привыкли к такому качеству еще на пленочных аппаратах и потому приятно, что «цифра» выдает ту картинку, которой так славятся продукты Hasselblad.

Среди продуктов, расширяющих возможности камеры, в запасе у Hasselblad имеется модуль HTS 1.5 — тилт/шифт адаптер, призванный на помощь фотографам, заинтересованным в съемке архитектуры и предметной фотографии. По сути это «переходник» для объективов HC, позволяющий исправлять геометрию в кадре, делать заломы и «играться с плоскостью резкости». Модуль крепится между камерой и объективом, и с той и с другой стороны у него байонетные крепления, по середине — небольшой резиновый раздвижной мех и две подвижки: сдвиг в плоскости и изменение угла наклона. Тот, кто имел дело с камерами большого формата, понимает какую свободу дарит возможность внесения оптических искажений. Но именно знание и опыт того, как это работает на кардане, и разочаровывает при знакомстве с HTS 1.5 Процесс съемки с адаптером, а также полученные результаты, в нашем случае показали незначительное снижение резкости по полю кадра и введение хроматических аберраций. Также стоит избегать крайних положений тилт/шифт адаптера, которые приведут к падению качества итоговой картинки.

hasselbladh3dii-50_details03

Тилт/шифт адаптер HTS 1.5 вместе с объективом HC 2.8/80 в «спокойном» состоянии…

hasselbladh3dii-50_details04

…и в «рабочем»

Родной программой для всех цифровых камер Hasselblad является Phocus. Аналогично подобным решениям от тех же Sinar, Leaf и Phase One, Phocus отвечает за съемку непосредственно на компьютер, за обработку RAW-файлов и их последующий экспорт. Интерфейс программы также мало отличается от конкурентов, здесь все находится на тех же местах, вкладки имеют знакомые названия, все просто и логично и опять же напоминает eXposure, Capture One и Leaf Capture вместе взятых. Другими словами, времени на привыкание даже не требуется: пусть и впервые запустил программу — работать можно сразу.

Что нам не нравится, так это алгоритм работы Phocus’a с родными файлами. Сама программа для любых дальнейших действий с полученными кадрами импортирует их во внутренний формат 3F. Получается необъяснимая трата времени и ресурсов, когда только что отснятый материал, вот уже готовый казалось бы к обработке, необходимо сначала весь перевести в 3F, и только потом Phocus может их открыть и показать в полной красе.

Некоторое время назад Adobe добавила поддержку камер Hasselblad в Adobe Camera Raw и потому процесс, продолжающийся после съемки, теперь останется привычным для тех, кто работает в Лайтруме/Фотошопе, так как Adobe открывает 3FR напрямую.  Другими словами при желании Phocus можно вообще исключить из производственного процесса.

Phocus выпускается как под MAC, так и под PC. Программы абсолютно идентичны по возможностям, за исключением того, что маковская версия ко всему прочему позволяет сразу экспортировать из 3FR, обладает фоновым импортированием (при больших объемах это становится критическим фактором) и чуть более оптимизирована под съемку напрямую с компьютера. Последнюю версию Phocus всегда можно найти у производителя (http://www.hasselbladusa.com/products/phocus.aspx). Рекомендуем установить и попробовать как минимум для того, чтобы самим «покрутить в руках» выложенные нами тестовые RAW-файлы с камеры. Для получения доступа к закачке программы придется пройти регистрацию на сайте, и, даже если у вас нет хасселя и вы честно об этом укажете, вам в любом случае откроется заветная ссылка.

hasselbladh3dii-50_details06

ЖК-экранчик на ручке камеры выводит все показатели изменения углов при работе с HTS 1.5

Hasselblad H3DII-50 на сегодняшний день является одним из лучших решений для профессиональных фотографов. Мы смело рекомендуем брать его в аренду (а в идеале купить в собственное пользование) и использовать для различных задач в любом жанре, экспериментировать с ним и повышать свое мастерство.

Нам нравится…

  • надпись Hasselblad
  • 50 мегапикселей
  • цена
  • яркий видоискатель
  • программная коррекция муара и особенностей объективов
  • линейка H оптики плюс вся система V через адаптер CF
  • удобство управления камерой и задником
  • ручной фокус
  • вес камеры
  • по-кэноновски быстрый просмотр отснятых кадров на заднике
  • скорость включения камеры
  • отсчет секунд на ЖК-экранчике камеры при длительных выдержках

Нам не нравится…

  • возросшие объемы ретуши (все недостатки кожи теперь стали просто огромного размера)
  • кнопки внутри ручки
  • автофокус
  • отстегивающаяся батарейная ручка
  • колесо выдержек под большим пальцем правой руки
  • перевернутая резиновая заглушка синхроконтакта (которая оторвется через первые две недели съемок с синхропроводом)
  • устройство адаптера HTS 1.5 не позволяет поставить камеру на некоторые штативы (при аренде обязательно проверьте совместимость со своим, и при необходимости арендуйте дополнительный!)

Арендовать/купить Hasselblad H3DII-50 можно в Фотофрейме (www.photosale.ru). Если после нашего обзора остались вопросы, то рекомендуем заехать в магазин на Симоновском, там подробно все расскажут и покажут.